При выполнении заданий этой части в бланке
ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А31) поставьте знак «Х» в
клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного
звука?
1)
экзамен3) сквозняк
2)
подвиг4) смеяться
А2. В каком слове ударение на первом слоге?
1)
гражданство3) черпать
2)
гналась4) понявший
A3. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся
в состоянии глубокого безразличия»?
1)
аскетичный3)
хладнокровный
2)
скептический4) апатичный
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)
прочитая рассказ
2)
менее значительный
3)
в две тысячи пятом году
4)
поезжай домой
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сравнивая
слова «рад» и «отрада»,
1)
они воспринимаются как однокоренные.
2)
для нас кажется очевидным, что у них один корень.
3)
надо учесть, что исторически они происходят от разных корней.
4)
это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава.
А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)
Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
2)
Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.
3)
Приезжие поражались высоте Останкинской башни.
4)
В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу
иОтчизне.
Прочитайте
текст и выполните задания А7—А12.
(1)...
(2)Это объясняется особенностями строения их атомов. (3)В реальных условиях эти
газы совершенно неспособны соединяться с другими элементами и входить в состав
минералов и горных пород, и потому они не могут задерживаться в них. (4)Более
того, они постоянно рассеиваются, улетучиваясь из атмосферы Земли в
космическое пространство. (5)Лишь аргон имеет своеобразный источник пополнения:
он постоянно образуется из калия благодаря распаду одного из его изотопов.
(6)... содержание аргона в атмосфере в сто раз больше, чем всех остальных
инертных газов вместе взятых.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом
тексте?
1)
После открытия инертных газов и создания «нулевой группы» периодическая система
приобрела более законченный вид.
2)
Насыщению атмосферы Земли кислородом и поглощению углекислого газа
способствовала жизнедеятельность растений.
3)
Вода, видимо, сыграла важную роль в формировании атмосферы Земли, поглотив
значительное количество углекислого газа.
4)
Инертные газы с большим трудом вступают в химические взаимодействия.
А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте
пропуска в шестом предложении текста?
1)
Несмотря на это,
2)
Поэтому
3)
Например,
4)
Потому что
А9. Какое словосочетание является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)
это объясняется особенностями (предложение 2)
2)
Эти газы неспособны (предложение 3)
3)
они не могут задерживаться (предложение 3)
4)
имеет источник (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
А12. Укажите значение слова СВОЕОБРАЗНЫЙ в предложении 5.
1)
необычный3) непосредственный
2)
меняющийся4) неестественный
А13. В каком слове нет суффикса -К-?
1)
птичка3) синичка
2)
ласточка4) уточка
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,на месте которых пишется НН?
В
подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о
непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на
преодолении, требующаяусилий.
1)
1, 2, 32) 23) 34) 2, 3
А15. В каком рядувовсех словахпропущенабезударная проверяемая
гласная корня?
1)
подв..ргать, к..личество, фр..гментарный
2)
н..вация, озн..комиться, зам..рли
3)
ист..рический, перефр..зировать, оп..сание
4)
инф..рмационный, с..стема, ж..лать
А16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А17. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
1)
деревья руш..тся, движ..щаяся артиллерия
2)
звуки слыш..тся, щекоч..щий лицо ветер
3)
молнии блещ..т, колыш..щиеся ветки
4)
листья держ..тся, трепещ..щие от восторга
А18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. ута..вать
Б. фасол..вый
B. повел..вать
Г. назойл..вый
1) А, Б, Г2) А, Б3) А, Г4)
Б, В
А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
пишется букваИ?
Сколько н( 1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2)
произнёс н (3) единого слова и даже н(4) чем н(5) показал, что слышит своих спутников.
1)
1, 3, 42) 2, 3, 4, 53) 1,
2, 54) 3,4
А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)
Была грустная августовская ночь — грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и
лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.
2)
ВО(КРУГ) беседки посадили сирень, и
(В)ТЕЧЕНИЕ всего лета мы ощущали её нежнейший аромат.
3)
Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием,
охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в
другое.
4)
(ЗA)ТЕM поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались
нам всё чаще.
А21. Укажите правильноеобъяснениепостановкизапятой или её отсутствия в предложении:
Представители
экспрессионизма считали любое
бессознательное действие отражением
психического состояния художника ( ) и в этом видели смысл изображаемого.
1)
Простое предложениесоднороднымичленами,перед союзом И
запятая не нужна.
2)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И
запятая не нужна.
3)
Простое предложениесоднороднымичленами,перед союзом И нужна запятая.
4)
Сложносочиненное предложение, перед союзом
И нужна запятая.
А22.В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Образованный
на речке (1) пруд (2) по диагонали
пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными
постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
1)
1, 2, 42) 2, 43) 2, 3, 44) 1, 3
А23. В каком варианте ответа
правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять
запятые?
Язык(1) но мнению лингвистов (2) сложная
система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую,
лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны
и взаимообусловлены.
1)
1, 22) 2, 33) 3, 44) 1, 2, 3, 4
А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не
расставлены.)
1)
Много желал да ничего не поймал.
2)
Идеальный дворянин должен был походить на героярыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского
проповедника.
3)
Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и
убедил родителей отдатьребёнка в
училище живописи.
4)
Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тенидеревьев.
А25.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по
своим очертаниям берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и
потоками, другой — низкий, пологий,болотистый у воды.
1)
Вторая часть бессоюзного сложного предложении поясняет, раскрывает содержание
первой части.
2)
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения
того, о чём говорится во второй части.
3)
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения
того, о чём говорится во второй части.
4)
Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию
первой части.
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура
(3) которых (4) не имеет аналогов и жизни.
1)
1, 3
2)
2
3)
3
4)
2,4
А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять занятые?
Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила
(3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
1)
1, 3, 4
2)
1, 2, 3, 4
3)
2, 4
4)
1, 3
А28. В какомпредложениипридаточную часть сложноподчинённого
предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)
Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.
2)
Только увлечение создает то напряжение духовных сил, котороеприведет к развитию способностей.
3)
К сожалению,есть ребята,которые за всюшкольную жизнь не решили самостоятельно ни
одной задачи.
4)
Инженерыпостоянно вносят изменения в
конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу
более экономичной и эффективной.
Прочитайтетекст и выполните задания А29—А31; В1—В8; С1.
(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня
нет и в помине той жаркой радостной тягив город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую,
что мне не хватает дедушкиного дома.
(3)Mожет быть, потому, что дедушкиного
дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему.
(4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, и его всё оставлял
про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что
какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим
очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня
смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей
жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и
своё продолжение, он щедрей и правильней
располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои
богатства держит при себе.
(9)Мне нехватает дедушкиного дома с его большим
зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая
виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.
(10)Сколько недозрелых яблок посбивали
мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной
кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
(11) Мне не хватает просторной кухни в
дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой
скамьёй, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные
охотничьи истории или рассказы о раскрытых кладах и старых крепостях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма
на холм, или скотловины в гору, или с
горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос
в холодеющемвечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чувствую, как мне
не хватает дедушкиного дома.
(По
Ф. Искандеру)
А29. В какой фразе раскрывается основная мысль текста?
1)
12) 53) 74) 8
А30. Какой(-ие) тип(ы) речи представлены в предложениях 6-9?
1)
рассуждение и описание
2)
повествование и рассуждение
3)
повествование
4)
все типы речи
А31. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом
значении?
1)
ограблен (в предложении 5)
2)
очажный дым (в предложении 6)
3)
шумело (в предложении 7)
4)
богатства (в предложении 8)
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите
ваш ответ вбланке ответов № 1 справа от
номера задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру
пишите в oтдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую
ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы
к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом
(с помощью нулевого суффикса).
В2. Из предложений 9—11 выпишите страдательное причастие.
В3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ТОЙ ТЯГИ
(предложение 1).
Ответы к заданиям В4—В8 запишите
цифрами.
В4. Среди предложений 9—15 найдите простые односоставные безличные
предложения. Напишите номера этих предложений
В5. Среди предложений 1—6 найдите предложения с вводными конструкциями.
В6. Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение, в котором
естьпридаточное уступительное. Напишите номер
этого предложения
В7.
Среди предложений 11—15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при
помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии,составленной на основе текста, который выанализировали,выполняя задания
А29— А31, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, опущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска,
пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в
котором они записаны вами втексте
рецензии на месте пропусков, запишите в бланкответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Фазиль Искандер, размышляя о своих
стремлениях и сожалениях,обнаруживает,
что в зрелые годы ему не хватает именно родныхмест, дедушкиного дома. Поэтому ______ появляется в самом начале (предложения 1—2), и далее весь текст выстроен
с помощью такого тропа, как _______ (предложения
9, 11, 13).______ («мой….корень
обрублен» в предложении 5, «с ... шатром грецкого ореха» в предложении 9),
свойственные художественному мышлению Ф. Искандера, и такое синтаксическое
средство выразительности, как _____ (предложение 14), создают в тексте, с одной
стороны, особое поэтическое настроение,
с другой — подчёркивают сожаления писателя
об ушедшем в прошлое родном доме».
Список
терминов:
1)
метафоры
2)
эпитеты
3)
инверсия
4)
устаревшие слова
5)
диалектизм
6)
анафора
7)
сравнение
8)
противопоставление
9)
риторическое восклицание
ЧАСТЬ 3
Для ответа к заданию этой части используют
бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания C1, а затемнапишите сочинение.
С1.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы
с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ
аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на
прочитанный текст (не но данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.