"Всякое правило о знаках препинания есть пункт договора между пишущим и читающим". Урок подготовки к ГИА в 9 классе. - ГИА - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 04.12.2016, 02:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » ГИА

"Всякое правило о знаках препинания есть пункт договора между пишущим и читающим". Урок подготовки к ГИА в 9 классе.
30.07.2010, 15:40

"Всякое
правило о знаках препинания есть пункт договора между пишущим и читающим"

Ход урока

Разминка - установка:

Знаки препинания! Зачем вы нам нужны?

Знаки препинания! Неужто вы важны?

Можно ли без вас прожить? Я думаю, что нет:

Ведь нам так хочется дружить, читать стихи,

Любимым много слов сказать, поспорить с другом,

Покричать, и вдруг надолго замолчать:

Послушать звон капели, звук ручья:

Все вместе - это знаки препинания:

Вопрос: так ли необходимы знаки препинания? Почему?

Показ слайдов.

Отдельный показ презентации
(6 слайдов)

Учащиеся свободно излагают свои любые варианты.

Блок 1. Обучающая часть программы

Задача: чем различаются простые и сложные предложения?

-Светит яркое солнце.

-Светит яркое солнце, и я вышла в сад.

-Когда светит солнце, я выхожу в сад.

Поиск от простого к сложному - первое предложение - 1 грамматическая
основа, два главных члена - двусоставное, распространенное, т.к. один
второстепенный член - определение, точка в конце предложения -
повествовательное, невосклицательное, простое по строению.

Второе предложение, третье предложение - аналогичная работа по вариантам.

Блок 2.

Задача: назовите общие правила классификации сложных предложений по
целенаправленности. А чем они различаются?

-Сейчас пройдет дождь, и все в природе освежится и легко вздохнет.

-Буди дедушку, давайте ехать!

-К чему толпы неблагодарной мне злость и ненависть навлечь, чтоб бранью
назвали коварной мою пророческую речь?

Поиск от сложного к более сложному - две грамматические основы,
соединяются сочинительным соединительным союзом, двусоставные,
повествовательное, распространенное. (ССП)

Второе предложение тоже сложное, но бессоюзное, односоставное,
распространенное, побудительное.

Третье - сложное, подчинительная связь, двусоставное, придаточное
обстоятельственное, распространенное, вопросительное.

Блок 3. Тренировочная часть программы.

Игра: "Распредели предложения правильно"

Простое предложение



сложносочиненное



сложноподчиненное



бессоюзное



 



 



 



 


Расставить знаки препинания:

Метался по полю ветер да в лицо хлестал дождь

Ветер злится да стучит в окно

Чтобы письмо пришло завтра надо его отправить сегодня

И сегодня и завтра я жду письмо

Письмо придет сегодня или его принесут завтра

Буран швыряет снегом ветер заливается жутким воем

Буран швыряет снегом либо заливается жутким воем

Блок 4. Контролирующая часть программы.

Задание - практикум Упражнение 1.

Какая из указанных схем соответствует данному предложению?

1. (--------- ====), да (==== -------).

2. (===== -------), или (------ ===).

3. (-------- ====), и (--------- ====).

4. (=====), и(------ ======).

5. (===== ------ да =====).

6. (==== -------), либо (==== -----).

7. (------- =====), и (====).

8. (===== или ====).

  1. Черемуха душистая, развесившись,
    стоит, и зелень золотистая на солнышке блестит.
  2. А потом позвонил медведь да
    как начал реветь.
  3. Чуть слышно по земле
    прошелся ветер и разбудил камыш на берегу.
  4. Дари щедрее людям счастье,
    и сам ты будешь им богат.
  5. Я сидел у костра, и мне
    было тепло.
  6. Останься до утра под сенью
    нашего шатра или пробудь у нас и доле.
  7. На струях воды мерцали
    отражения, или волна бежала к ним.
  8. Лишь составы идут за
    составами, да кого-то скликают гудки.
  9. Раздавался громкий смех,
    либо гремела веселая песня.

(одно предложение лишнее)

Ответ вводить путем нажатия клавиши с цифрой, указывающей порядковый номер
схемы, которая соответствует представленному на экране предложению.

Упражнение 2.

-Путем нажатия клавиши 1 или 2 укажите, какое это предложение:

1. Простое. 2. Сложное.

-Перемещая в нужное место курсор, поставьте, где необходимо, знаки
препинания. (Предложения, поочередно появляющиеся на экране, даны без знаков.)

  1. Ночь ложилась на горы и
    туман начинал бродить по ущельям.
  2. Я шел глухой тропинкой и
    все вокруг казалось мне таинственным.
  3. Доносились голоса
    жаворонков над полями да в роще птицы выводили свои коленца.
  4. Был слышен только шелест
    листвы да свист ветра.
  5. Взлетали в небо красные
    огни и падали на звонкую ограду.
  6. Няня старую сказку
    расскажет или что- нибудь запоет.
  7. Я бродил подолгу и видел
    много примет осени.
  8. Глухая ночь сгущает краски
    и поневоле страшно мне.
  9. Дымилась роща под горою и
    вместе с ней горел закат.

Блок 5. Контрольная пунктуационная работа.

  1. Вновь показалась луна и все
    вокруг заблистало.
  2. Небо нависло над землей
    которая тонет в снегу.
  3. Север дышит ветром ночи и
    полынь колышет.
  4. В лесу тишина да среди
    тишины только голос кукушки.
  5. Стало холодно и экскурсию
    отменили.
  6. Когда облака начинают
    редеть по горизонту чуть приметно парит.
  7. Обнялись облака но уснули
    без грусти.
  8. Скажите когда началось
    сражение?
  9. Ты побудь здесь а я на
    разведку схожу.
  10. Ты жить идешь я ухожу.

Практические советы по теме "Сложное предложение"

1. Языковой эксперимент в форме учебной игры

Эффективный способ различения союзов и союзных слов - трансформационный анализ
/пример трансформации:

Мы видели новые радиоприемники, которые/ =радиоприемники/ выпускает рижский
завод.

(В данном предложении союзное слово который присоединяет придаточное
предложение к слову радиоприемники в главном и является дополнением.)

2. Ситуативная задача и ее решение:

Для различения союзов и союзных слов, необходимо опираться на способы
эксперимента:

а) способ расчленения сложной конструкции на составляющие ее части;

б) способ конструирования из простых предложений сложного;

в) интонационно- смысловой анализ.

Способ расчленения сложной конструкции на части используется при анализе
придаточных предложений. При этом союзное слово проверяется заменой его полным
словом.

Например: Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили
за перевал.- Небо почти очистилось от туч. Последние остатки туч уходили за
перевал. (
С помощью подобной замены показывается, что в сложном
предложении слово которых используется вместо слова туч,
являющегося дополнением, выраженным существительным в форме родительного падежа
множественного числа.)

На основе анализа этого факта учащиеся делают вывод: союзное слово в
придаточном определительном по семантико-грамматическим свойствам эквивалентно
одному из членов главного предложения, выраженному полным словом.

Иллюстрация примеров:

1. Ущелье, по которому мы шли, было длинное и извилистое.

Мы шли через ущелье. Ущелье было длинное и извилистое.

2. В хате, что уцелела от огня, за небольшим столом сидят командиры.

В хате сидят командиры. Хата уцелела от огня.

3. Это было ранней весной, когда только появились проталины.

Это было весной. Весной появились проталины.

Указанные замены позволяют лучше видеть связи слов в придаточном
предложении, что дает возможность определять формы союзных слов.

Прием расчленения сложной конструкции на составляющие ее части полностью
оправдывает себя и в придаточных предложениях места.

Сравните:

Там, где река разбивалась на протоки, образовались молодые острова.

Там река разбивалась на протоки. Там образовались молодые острова.

Все бросились туда, где приземлился самолет.

Все бросились туда. Там приземлился самолет.

В процессе проведения подобного эксперимента можно показать, как с помощью
замены простых конструкций сложными можно устранить неоправданные повторы
однокоренных слов.

Описываемый способ может быть использован в случаях, когда части сложных
конструкций, соединяются не союзными словами, а союзами. При этом членение
сложных конструкций может оказаться невозможным вообще, или невозможной
окажется замена служебных слов (союзов) словами, взятыми из главного
предложения, т.е. эксперимент будет иметь характер доказательства от
"противного".

Анализ следующих примеров:

Я остановился у крытой галереи, чтобы отдохнуть под ее тенью.

Я остановился у крытой галереи. Чтобы отдохнуть под ее тенью.

Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колесам.

Мы едва тащились шагом. Потому что мокрый снег прилипал к колесам.

Анализ приведенных примеров позволяет сделать выводы:

А) разбивка предложений на составляющие части допустима, однако подстановка
вместо средств синтаксической связи полных слов, взятых из главного
предложения, в этих предложениях невозможна (значит, во всех случаях мы имеем
дело с союзами).

Самовар шипел и гудел так, точно готовился спрыгнуть со стола.

Самовар шипел и гудел так. Точно готовился спрыгнуть со стола.

Видно было, что река дважды меняла свое направление.

Видно было:что река дважды меняла свое направление.

Б) в предложениях 3, 4 смысл не позволяет оторвать придаточную часть от
главной, невозможна здесь также и замена союза словом. Значит, в данных случаях
придаточные части присоединяются к главному с помощью союзов.

Тесно примыкает к описываемому способу способ конструирования из простых
предложений сложного. В этом случае одно из повторяющихся в тексте слов
заменяется союзным словом, семантика которого определяется видом придаточного
предложения. Например:

Мы свернули в лес. Этот лес тянулся по берегам широкой реки.

Мы свернули в лес, который тянулся по берегам широкой реки.

Мы пошли туда. Там была толпа народу.

Мы пошли туда, где была толпа народу.

Обратимся к примерам: исходные тексты

В инструкции подробно говорилось о том, как устранить неисправности в
телевизоре.

Дети спросили у вожатого, что они завтра будут делать на экскурсии.

Я спросил у нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

Где находится штаб народного ополчения, Звягинцев не знал.

Тексты, полученные в результате эксперимента:

В инструкции подробно говорилось о способах устранения неисправностей в
телевизоре.

Дети спросили у вожатого: интересные ли дела их ждут завтра на экскурсии?

Я спросил у нашего провожатого: "Какой человек здесь ловит
соболей?"

Звягинцев не знал, далеко ли находится штаб народного ополчения.

Вывод - средствами связи придаточной части с главной являются союзные слова,
так как подвергаются замене словами, как = о способах; что =интересные ли дела;
кто =какой человек; где =далеко ли.

Подобные замены окажутся невозможными, если подвергнуть анализу
изъяснительные предложения, где средствами связи являются не союзные слова, а
союзы.

Например: Я заметил, что мои спутники стали уставать. Ты просил, чтобы я
к тебе пришел.

При распознавании союзных слов может быть использован также способ
интонационно-смыслового эксперимента.

Пример: Я знаю, что вы обо мне говорили. При этом на слове что
сделаем акцент, в результате чего оно будет восприниматься как союзное слово
(ср.: хорошее или плохое говорили). Однако при произнесении слова что без
интонационного выделения оно может восприниматься как союз, и предложение в
этом случае будет иметь иной смысл ( я знаю, что обо мне шла речь). Учитывая
все сказанное, необходимо обратить внимание на то, что союзное слово может быть
произнесено как с сильным логическим ударением, так и без него. Союзы же не
подчеркиваются логическими ударениями.

Примеры:

В библиотеке мы спросили, что нам прочитать о "Слове о полку
Игореве". (Библиотекарь ответил, что есть новое издание)

В библиотеке мы спросили, что нам прочитать о "Слове о полку
Игореве", (какие книги прочитать о "Слове о полку Игореве".)

Заключительный этап урока - предупредительно - объяснительный диктант, при
этом внимание сосредоточить на способах различения союзов и союзных слов, на
местоположение придаточных предложений и указательных слов.

Домашнее задание: дифференцированное задание по выбору - работа над
упражнениями из учебника или самостоятельная работа - подобрать предложения с
союзами и союзными словами из художественных текстов.

Предупредительно-объяснительный диктант: союз или союзное слово?

Когда наступает весна, природа оживает.

Я спросил, кто пришел.

Яркие звезды, которые бежали по макушкам деревьев, вдруг остановились.

Крики мальчика еще долетали до нас, когда стало совсем темно.

Неприятель все еще не верил, что он потерял инициативу, что пришел конец его
шествию, что его будут гнать.

Начертите схемы предложений, приведенных в примерах:

Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на
ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь. (Сложноподчиненное с
последовательным подчинением)

Практикум

Определите тип придаточных в следующих предложениях:

Самые скромные дела становятся подвигом, если они освящены подлинной
страстью.

Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли медленно.

Двое уже ехали к месту, откуда должны были выпускать собак.

Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.

Категория: ГИА | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 2042 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz