Категории раздела
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Копилка для учителя
"Всякое правило о знаках препинания есть пункт договора между пишущим и читающим". Урок подготовки к ГИА в 9 классе.
Расставить знаки препинания:
Метался по полю ветер да в лицо хлестал дождь
Ветер злится да стучит в окно
Чтобы письмо пришло завтра надо его отправить сегодня
И сегодня и завтра я жду письмо
Письмо придет сегодня или его принесут завтра
Буран швыряет снегом ветер заливается жутким воем
Буран швыряет снегом либо заливается жутким воем
Блок 4. Контролирующая часть программы.
Задание - практикум Упражнение 1.
Какая из указанных схем соответствует данному предложению?
1. (--------- ====), да (==== -------).
2. (===== -------), или (------ ===).
3. (-------- ====), и (--------- ====).
4. (=====), и(------ ======).
5. (===== ------ да =====).
6. (==== -------), либо (==== -----).
7. (------- =====), и (====).
8. (===== или ====).
(одно предложение лишнее)
Ответ вводить путем нажатия клавиши с цифрой, указывающей порядковый номер
Упражнение 2.
-Путем нажатия клавиши 1 или 2 укажите, какое это предложение:
1. Простое. 2. Сложное.
-Перемещая в нужное место курсор, поставьте, где необходимо, знаки
Блок 5. Контрольная пунктуационная работа.
Практические советы по теме "Сложное предложение"
1. Языковой эксперимент в форме учебной игры
Эффективный способ различения союзов и союзных слов - трансформационный анализ
Мы видели новые радиоприемники, которые/ =радиоприемники/ выпускает рижский
(В данном предложении союзное слово который присоединяет придаточное
2. Ситуативная задача и ее решение:
Для различения союзов и союзных слов, необходимо опираться на способы
а) способ расчленения сложной конструкции на составляющие ее части;
б) способ конструирования из простых предложений сложного;
в) интонационно- смысловой анализ.
Способ расчленения сложной конструкции на части используется при анализе
Например: Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили
На основе анализа этого факта учащиеся делают вывод: союзное слово в
Иллюстрация примеров:
1. Ущелье, по которому мы шли, было длинное и извилистое.
Мы шли через ущелье. Ущелье было длинное и извилистое.
2. В хате, что уцелела от огня, за небольшим столом сидят командиры.
В хате сидят командиры. Хата уцелела от огня.
3. Это было ранней весной, когда только появились проталины.
Это было весной. Весной появились проталины.
Указанные замены позволяют лучше видеть связи слов в придаточном
Прием расчленения сложной конструкции на составляющие ее части полностью
Сравните:
Там, где река разбивалась на протоки, образовались молодые острова.
Там река разбивалась на протоки. Там образовались молодые острова.
Все бросились туда, где приземлился самолет.
Все бросились туда. Там приземлился самолет.
В процессе проведения подобного эксперимента можно показать, как с помощью
Описываемый способ может быть использован в случаях, когда части сложных
Анализ следующих примеров:
Я остановился у крытой галереи, чтобы отдохнуть под ее тенью.
Я остановился у крытой галереи. Чтобы отдохнуть под ее тенью.
Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колесам.
Мы едва тащились шагом. Потому что мокрый снег прилипал к колесам.
Анализ приведенных примеров позволяет сделать выводы:
А) разбивка предложений на составляющие части допустима, однако подстановка
Самовар шипел и гудел так, точно готовился спрыгнуть со стола.
Самовар шипел и гудел так. Точно готовился спрыгнуть со стола.
Видно было, что река дважды меняла свое направление.
Видно было:что река дважды меняла свое направление.
Б) в предложениях 3, 4 смысл не позволяет оторвать придаточную часть от
Тесно примыкает к описываемому способу способ конструирования из простых
Мы свернули в лес. Этот лес тянулся по берегам широкой реки.
Мы свернули в лес, который тянулся по берегам широкой реки.
Мы пошли туда. Там была толпа народу.
Мы пошли туда, где была толпа народу.
Обратимся к примерам: исходные тексты
В инструкции подробно говорилось о том, как устранить неисправности в
Дети спросили у вожатого, что они завтра будут делать на экскурсии.
Я спросил у нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
Где находится штаб народного ополчения, Звягинцев не знал.
Тексты, полученные в результате эксперимента:
В инструкции подробно говорилось о способах устранения неисправностей в
Дети спросили у вожатого: интересные ли дела их ждут завтра на экскурсии?
Я спросил у нашего провожатого: "Какой человек здесь ловит
Звягинцев не знал, далеко ли находится штаб народного ополчения.
Вывод - средствами связи придаточной части с главной являются союзные слова,
Подобные замены окажутся невозможными, если подвергнуть анализу
Например: Я заметил, что мои спутники стали уставать. Ты просил, чтобы я
При распознавании союзных слов может быть использован также способ
Пример: Я знаю, что вы обо мне говорили. При этом на слове что
Примеры:
В библиотеке мы спросили, что нам прочитать о "Слове о полку
В библиотеке мы спросили, что нам прочитать о "Слове о полку
Заключительный этап урока - предупредительно - объяснительный диктант, при
Домашнее задание: дифференцированное задание по выбору - работа над
Предупредительно-объяснительный диктант: союз или союзное слово?
Когда наступает весна, природа оживает.
Я спросил, кто пришел.
Яркие звезды, которые бежали по макушкам деревьев, вдруг остановились.
Крики мальчика еще долетали до нас, когда стало совсем темно.
Неприятель все еще не верил, что он потерял инициативу, что пришел конец его
Начертите схемы предложений, приведенных в примерах:
Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на
Практикум
Определите тип придаточных в следующих предложениях:
Самые скромные дела становятся подвигом, если они освящены подлинной
Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли медленно.
Двое уже ехали к месту, откуда должны были выпускать собак.
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. Просмотров: 2859 | Загрузок: 0
| Комментарии: 2
| Рейтинг: 1.0/2 |
|
Поиск
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||