Классный час.Тема: «Гигиена полости рта». - Классному руководителю - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Понедельник, 01.09.2014, 11:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1530
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Классному руководителю

Классный час.Тема: «Гигиена полости рта».
04.08.2010, 16:52

Классный час.Тема: «Гигиена полости рта».

 

    Цель: Познакомить учащихся со строением и функцией зубов. Способствовать формированию навыков правильного ухода за полостью рта и зубами.

    Вспомогательные средства обучения:

1.    Таблица «Строение зубов».

2.    Таблица «Строение челюсти человека».

3.    Плакат «Как ухаживать за зубами?».

4.    Образцы зубных паст и щеток.

5.    Расческа.

6.    Вата.

7.    Карманные зеркала.

    Ход занятия.

1.    Проверка знаний по теме «Личная гигиена».

1.1.        Фронтальная беседа по вопросам темы (уход за телом, кожей, содержание одежды в чистоте и т. д.).

1.2.        Работа по карточкам с разным уровнем сложности.

2.    Новый материал.

2.1   Строение челюсти человека, функции зубов.

    Ребенок рождается зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезаются в определенные сроки: первые молочные зубы появляются в 6-9 месяцев, а к двум годам у ребенка насчитывается около 20 зубов.

    Зубы отличаются друг от друга. Одни, острые, служат для того, чтобы резать пищу, - это резцы. Другие, заостренные, нужны, чтобы разрывать кусочки пищи, - это клыки, а третьи помогают пережевывать пищу и называются коренными.

    На 6-7 году жизни начинается замена молочных зубов постоянными, которая заканчивается к 11-12 годам. Вторые большие коренные зубы прорезаются в 12-14 лет. В последнюю очередь появляются третьи большие коренные зубы, так называемые зубы мудрости.

    Самоанализ: «Сколько у меня зубов?».

2.2. Строение зуба.

    Зуб состоит из коронки и корня. Видимая часть зуба называется коронкой. Корень зуба находится в зубной лунке и со всех сторон окружен десной. Ткани вокруг зуба называются пародонтом.

    В течение жизни зубы испытывают большие нагрузки, а значит, должны быть надежно защищены. И такая защита у них есть. Зубы покрыты твердым слоем эмали (в организме нет ничего более прочного). В эмали нет ни живых клеток, ни рецепторов. Она состоит из кристаллического вещества.

    Под эмалью расположен менее твердый, но тоже очень прочный слой – дентин. Это уже живая ткань, близкая по составу к кости. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба. Внутри зуба находиться пульпа, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Кровеносные сосуды обеспечивают питание зуба.

2.3. Наиболее часто встречающиеся заболевания зубов и десен и их профилактика.

   Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес – образование полостей в твердых тканях зуба. Если кариес не лечить, разрушение может пойти дальше и вызвать воспаление пульпы (пульпит), еще дальше – воспаление тканей вокруг зуба (пародонтоз). В возникновении пародонтоза играют роль общие и местные факторы: авитаминоз, диабет, болезни желудочно – кишечного тракта, неопрятное содержание полости рта, отложение зубного камня. Признаками пародонтоза являются: кровоточивость десен, ощущение подвижности зубов, наличие зубного камня, обнажение шеек зубов. Для профилактики этого заболевания необходим систематический и правильный уход за зубами.

    Враги зубов – микробы, обитающие в полости рта. Особенно те из них, которые в результате своей жизнедеятельности выделяют кислоту, растворяющую эмаль зубов. Особенно много кислоты эти бактерии вырабатывают, когда человек ест сладкое и мучное. Поэтому другим врагом зубов являются продукты, содержащие в себе большое количество углеводов. Особенно «агрессивны» карамель, леденцы, ирис,  пряники, печенье, так как они прилипают к поверхности зубов и застревают между ними. Не менее опасен для зубов и зубной налет – пленка, которая образуется из слюны, остатков пищи и микробов. Зубной налет обычно появляется в тех местах, где скапливаются пищевые остатки. Под этим налетом чаще всего и начинает развиваться кариес.

    Но, пожалуй, наиболее опасны для зубов механические повреждения эмали. Это происходит, когда мы пытаемся разгрызть очень твердые продукты, используя зубы «не по назначению» (например, орехи) или едим одновременно холодную и горячую пищу.

    Пародонтоз часто возникает не только как продолжение кариеса и пульпита, а от механического повреждения десен (например, зубной щеткой или грубой пищей), неправильного смыкания зубов, болезней желудка и других причин. В этом случае сначала воспаляется десна, затем зубная лунка и другие ткани. Между десной и зубом появляется пространство. В результате зуб расшатывается и , если вовремя не заняться лечением, выпадает. Потеря зуба  - это всегда плохо. Во–первых, она сопровождается болевыми ощущениями. Во-вторых, становится труднее пережевывать пищу. В-третьих, увеличивается нагрузка на другие зубы, а значит, они быстрее разрушаются. В-четвертых, ухудшается внешний вид, а это, конечно, тоже важно. Но, пожалуй, самое плохое – больной зуб вредит другим органам (сердцу, желудку, почкам).

    Зубы быстрее разрушаются, если в пище не хватает витаминов (особенно В и С) и микроэлементов (фосфора, кальция, железа, фтора). Поэтому нужно побольше есть свежих овощей и фруктов, которые содержат витамины и минеральные вещества, а также продукты, которые необходимы для укрепления зубов – это творог, рыба и другие.

    Для выявления начальных форм кариеса надо не менее двух раз в год обращаться к зубному врачу.

Самоанализ: «Все ли зубы у меня здоровы?».

2.4. Правила ухода за зубами с демонстрацией образцов гигиенических средств.

    Если за зубами правильно ухаживать и правильно питаться, зубы вырастают крепкими, хорошо сохраняются и долго служат человеку. В уходе нуждаются  как молочные, так и постоянные зубы. С трех лет ребенка надо приучать полоскать рот и чистить зубы мягкой щеткой утром и вечером.

    Зубная щетка должна отвечать гигиеническим требованиям. Щетина не должна быть очень жесткой, чтобы не травмировать десны, а мягкая щетина не счищает налет. После окончания чистки зубов щетку промывают и намыливают мылом во избежание скопления микробов. Щетку необходимо менять каждые 3 месяца.

    Используемые зубные пасты должны содержать фтор и отвечать требованиям санитарной безопасности. Из импортных зубных паст высокую оценку получили Colgate, Blend-a- med, отвечающая мировым стандартам российская паста «Силодент», «Каримед», укрепляющая десны «Кедровый бальзам» и др.

    Демонстрация очищения зубов на примере расчески и ваты. На расческу нанизываем кусочек ваты и с помощью щетки пробуем его снять. Вата не удаляется при горизонтальных движениях щетки, но легко снимается при вертикальных движениях.

    Учащиеся делают вывод, как правильно чистить зубы, объясняют, почему нужно чистить сверху вниз и снизу вверх, а также верхнюю поверхность зубов, наружную и внутреннюю. Чистить зубы надо не менее 3-х минут.

    Энергизатор «Жук».

    Выполняется несколько упражнений на расслабление мышц рук, кистей рук, ног, спинных и шейных мышц.

Проснулся жук, проснулся жук (поднять руки вверх, потянуться).

Летает жук, летает жук («мельница» – вращательные движения руками).

Поставил руки на бока (руки на талию).

И танцует гопака (ноги на пятку и носок и вращательные движения бедрами).

(После каждого упражнения на счет: раз- два, раз- два – встряхнуть кисти рук.)

Глядит жучок куда-то вдаль (раз- два, раз- два – посмотреть в окно),

Ну, а теперь на лапку (смотреть на руку, приближая ее к глазам).

Устал жучок и сел на ветку (сесть за парту).

2.5 Работа в группах: составление памятки ухода за зубами.

1.  Полоскать рот после еды.

2.  Чистить зубы 2 раза в день.

3.    Посещать стоматолога 2 раза в год.

4.    Не есть много сладкого.

5.    Не есть одновременно горячую и холодную пищу.

6.    Не грызть зубами орехи и др. твердые предметы.

2.6. Проведение валеологического самоанализа: «Как ты ухаживаешь за своими зубами?».

    Учащиеся получают карточки с вопросами. В тетрадях записывают номера вопросов, а напротив их «Да» или «Нет».

    Вопросы для самоанализа.

1.    Я чищу зубы 2 раза в день: утром и вечером.

2.    Я чищу зубы со всех сторон не менее 3-х минут.

3.    Для чистки зубов я использую пасты, содержащие фтор (укрепляют эмаль).

4.    Я храню щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно ее намылив (меньше микробов).

5.    Я меняю щетку 4 раза в год.

6.    Я массирую десны вращательными движениями (улучшается питание зубов).

7.    Я полощу рот после еды.

8.    Для удаления остатков пищи между зубами я не пользуюсь металлическими предметами.

9.    Я ем много сырых овощей и фруктов.

10.          Я стараюсь не есть много сладкого.

11.          Я не грызу ногти и орехи.

12.          Я не ем одновременно горячее и холодное.

13.          Я употребляю витамины.

14.          Я часто ем рыбу, творог и другие молочные продукты.

15.           Я посещаю зубного врача 2 раза в год.

16.          Я укрепляю свое здоровье, занимаясь физкультурой.

    Учащиеся делают вывод, хорошо ли они следят за зубами, подсчитывая ответы. Чем больше ответов «Да», тем лучше уход.

Домашнее задание.

    Выписать из карточки в тетрадь те вопросы, на которые вы дали ответы «Нет». Это и будут рекомендации каждому, как сохранить зубы здоровыми.

 

Категория: Классному руководителю | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 3134 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2014
Создать бесплатный сайт с uCoz