ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - Классному руководителю - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Классному руководителю

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
01.08.2010, 19:36

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

I. Направление «Здоровье»

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье).

Выполняя программу «Здоровье» классный руководитель:

?    сотрудничает с медицинским персоналом школы или города для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся;

?    сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников;

?    использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;

?    организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее;

?    организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом;

?    формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и о своем здоровье).

Функции классного руководителя по направлению «Здоровье»

1. Изучение физического и психологического здоровья учащихся (особенностей развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.

2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).

4. Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснения последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.

6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.), которые могут стать в классе традиционными.

7. Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.

8. Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями; психологическими центрами и т. д.).

II. Направление «Взаимодействие»

Очень важное направление в работе классного руководителя – это организация взаимодействия в системах:

·        учитель – ученик;

·        ученик – ученик;

·        учитель – ученик – родитель.

Целью в организации этой работы является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается вся деятельность классного руководителя. Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.

Для организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты:

-       изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;

-       обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности;

-       обучение умению проявления эмпатии, созданию положительной эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии;

-       организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия;

-       обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения;

-       изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики;

Функции классного руководителя
по направлению «Взаимодействие»

1. Проведение диагностики взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблемы взаимоотношений и их коррекция.

2. Изучение адаптации учащихся к школе, классу (при переходе на новую ступень обучения: начальная школа, средние классы, старшая школа).

3. Регулярные диагностические исследования положения учащихся в коллективе; взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией.

4. Использование игровых форм работы для изучения традиций мирового сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок.

III. Направление «Нравственность»

Развивая у ребенка знания о своих физических качествах, умение общаться, необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных качеств.

Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей; формирования у учащегося понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.

Что может сделать классный руководитель, работая в данном направлении?

-       Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

-       Воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей в подобных ситуациях.

-       Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.

-       Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

-       Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении.

-       Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе.


Функции классного руководителя
по направлению «Нравственность»

1. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Регулярное проведение классных часов на данные темы на всех возрастных этапах.

2. Изучение ценностного ориентационного единства класса, уровня эксцентричности и т. д.

3. Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности.

4. Формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться благотворительностью.

IV. Направление «Интеллект»

Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле).

Целью работы классного руководителя в данном направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

Как построить работу в этом направлении?

-       Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.

-       Совместно с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока.

-       Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения; использовать результаты изучения при организации внеклассной работы.

-       Организовать профилактическую и консультативную помощь семье.

-       Развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.

-       Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Функции классного руководителя
по направлению «Интеллект»

1. Ведение интеллектуального паспорта класса.

2. Определение причин отставания в учебной деятельности учащихся.

3. Создание в классе групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.

4. Организация и проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости.

5. Посещение уроков.

6. Использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать свое мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать).

7. Использовать активные формы работы (конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия, конференции, защиты проектов, идей, интеллектуальный театр).

8. Сотрудничать с учителями-предметниками для реализации данного направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и достижений.

9. Решать проблемы профориентации с учетом их возможностей.

V. Направление «Досуг»

Огромное значение для ребенка имеет степень вовлечения в жизнь класса.

Цель работы классного руководителя в данном направлении –это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.

Классному руководителю необходимо обратить внимание:

-       На изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.

-       Помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д.

-       На умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей.

Функции классного руководителя по направлению «Досуг»

1. Изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.

2. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана.

3. Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей.

4. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.

VI. Направление «Семья»

Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.

Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.

Для работы классному руководителю необходимо:

-       изучать семьи учащихся;

-       организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;

-       организовывать совместное проведение досуга детей и родителей;

-       поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать ее проявление окружающим.

Функции классного руководителя
по направлению «Семья»

1. Изучение семей своих учеников (стили семейного воспитания; положение детей в семье; условия жизни и т. д.).

2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы.

3. Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости.

4. Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.

5. Организация взаимного творчества детей и родителей.

Для реализации такого подхода (то есть по различным направлениям) изучение личности учащихся и ученических коллективов должно проходить в соответствии со следующими требованиями, которые определяются с одной стороны основными общепсихологическими принципами, с другой – конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.

1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического развития каждого ученика.

2. Оценка результатов диагностики производится  путем сопоставления этих результатов с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью установления динамики в развитии.

3. Изучение важно не само по себе, а должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.

4. Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика.

5. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей.

6. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

7. Диагностика должна охватывать всех учащихся; проводиться систематически.

Категория: Классному руководителю | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 7827 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz