Подростковый период называют переходным. Меняются
организм, психика, взаимоотношения с окружающими.
Наиболее очевидны физические изменения: рост, половое
созревание. Внутренние органы работают с напряжением – отсюда утомляемость,
сонливость.
Гормональные бури потрясают организм, вызывая то
апатию, то беспричинное возбуждение, снижается умственная работоспособность,
возникают проблемы с кожей, весом.
Физические изменения вызывают смятение в душе.
Подросток, в отличие от жизнерадостного, уверенного в себе ребенка, кем он был
совсем недавно, остро чувствует свое несовершенство, зависимость от старших и
сверстников. Он старается быть лучшеи в
результате страдает от неискренности, фальши. Поглощенность собой, постоянная
потребность оценивать себя делают подростка очень ранимым. Ему кажется, что все
только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки.
Самое важное в отрочестве – отношения с людьми. Они
отодвигают на второй план и учебу, и увлечения. Но вот парадокс: именно
свойственная данному возрасту крайняя поглощенность собой мешает
взаимоотношениям с окружающими. Подросток и его родители живут словно в разных
системах координат: он стремительно меняется – они стараются сохранить
стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом
проявлял самостоятельность, – у него получается наоборот. Напуганные
происходящими в любимом ребенке изменениями, родители срочно берутся за
воспитание, чем окончательно портят отношения. Сын или дочь приходит к выводу,
что «с ними не о чем разговаривать». И вместе с тем страдает от одиночества,
хочет возобновить контакт– и не знает
как. А в итоге отдаляется от семьи, подчеркивает свое равнодушие. Исследования
психологов показывают, что причиной тяжелых переживаний и попыток самоубийства
12–15-летних в подавляющем большинстве случаев становятся отношения с
родителями. Хотя сами родители обычно бывают уверены, что «ему все равно», «ей
на нас наплевать».
Особую роль в жизни
подростков играют сверстники. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в
первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют
смысл, лишь когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в
данном коллективе быть отличником зазорно, то способный мальчик может
специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».
Особенно трудно родителям понять подражание лидеру, часто менее интеллектуально
развитому, чем их ребенок, и обладающему неприятными чертами характера. Но тратить
усилия на развенчание авторитета в глазах подростка бесполезно. Лучше просто
подождать, когда возраст коллективизма и подражания сменится возрастом
индивидуализации, подчеркивания своей неповторимости, – а это произойдет уже
скоро.