Уголовная ответственность несовершеннолетних (Рекомендуется для проведения в 7–8 классах). - Классному руководителю - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Классному руководителю

Уголовная ответственность несовершеннолетних (Рекомендуется для проведения в 7–8 классах).
08.08.2010, 15:09

Уголовная ответственность
несовершеннолетних

(Рекомендуется для проведения в 7–8 классах)

 

Цели: 1) Упорядочить знания учащихся об уголовной ответственности несовершеннолетних, ознакомить с видами наказаний, применяемым к несовершеннолетним преступникам.

2) Развивать представления учащихся о видах преступлений (особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести).

3) Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: на доске тема занятия: «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Литература: 1) Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева, Москва, Норма, 2002, с. 31, 38, 159, 208–229, 256, 275–283, 229, 307–316, 355, 370–377, 386–389, 492, 499, 502, 518–520, 552, 566, 667.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

2. Основная часть.

2. 1. Беседа.

Учитель. Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

Ученики. С 14-ти лет.

Учитель. Какое наказание может понести несовершеннолетний за совершение преступления?

Учащиеся. Его могут отправить в места лишения свободы, в воспитательные колонии.

Учитель. Согласно статье 88 Уголовного Кодекса Российской Федерации несовершеннолетнему могут назначить следующие виды наказаний: штраф (если несовершеннолетний имеет свой заработок или имущество, на которое может быть наложено взыскание); лишение права заниматься определенным видом деятельности (например, предпринимательской); обязательные работы (назначаются на срок от 40 до 160 часов), заключаются в посильных для несовершеннолетнего действиях и исполняются им в свободное от учебы или работы время. Продолжительность исполнения данного наказания лицам в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте до шестнадцати лет – трех часов в день; арест (арест – это краткосрочное лишение свободы в условиях строгой изоляции), срок от одного до четырех месяцев и только для лиц старше шестнадцати лет; исправительные работы (этот вид наказания может назначаться несовершеннолетним, имеющим постоянную работу и отбывается по месту их работы); лишение свободы на определенный срок (отбывается несовершеннолетним в воспитательной колонии, назначается за тяжкие и особо тяжкие преступления). Обязательные работы и штраф пока не применяются.

Учитель. Как вы думаете, может ли суд освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности? В каком случае?

Учащиеся. Да, наверное. Если подросток совершил преступление впервые или небольшой тяжести.

Учитель. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный ущерб (например, возместить ущерб за уничтожение или повреждение имущества), ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (например, по решению суда подросток обязан находиться с 22.00 часа до 6.00 часа дома). Несовершеннолетнему могут быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. В случае неисполнения предписанных мер, несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности.

Учитель. Как мы уже говорили уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления наступает с четырнадцати лет. Какие преступления являются тяжкими и особо тяжкими?

Ученики. Убийство – это особо тяжкое преступление. К тяжким преступлениям относятся кража, грабеж, разбой, изнасилование, вымогательство.

Учитель. Запишите это в тетрадях под мою диктовку.

Учитель диктует: «С 14-ти лет наступает ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (т. е. путем поджога, взрыва, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия), терроризм (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей в целях нарушения общественной безопасности), захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах (т. е. совершенное группой лиц, либо с применением оружия), вандализм (т. е. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, привидение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Все эти преступления перечислены в статье 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Лица, подлежащие уголовной ответственности».

Учитель демонстрирует Кодекс.

Учитель. За остальные преступления ответственность наступает с шестнадцати лет. Приведите пример.

Дети. За нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью человека.

Учитель. Рассмотрим перечисленные на доске преступления. Что значит умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью?

Учащиеся. Человек умышленно, то есть, осознавая какой вред он наносит здоровью потерпевшего, совершил данное преступление. Например, сломал ему руку, ногу или позвоночник.

Учитель. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью должно быть не опасным для жизни. Оно может вызвать длительное расстройство здоровья человека (трещины и переломы мелких костей, переломы ребер, сотрясение головного мозга средней степени). Наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – совершение действий, которые могут повлечь за собой потерю зрения, речи, слуха, утрату общей трудоспособности. За данное деяние преступник лишается свободы на срок от 2-х до 15-ти лет. Рассмотрим следующее преступление. Похищение человека. Что это значит?

Дети. Задержание человека и удерживание его где-то против его воли.

Учитель. Похищение человека, согласно определения в Уголовном Кодексе Российской Федерации, – это тайное, открытое, либо с помощью обмана его завладение и удержание вопреки его воле. Например, человека похитили в городе, доставили его на остров и удерживали там против его воли. За данное преступление предусмотрена уголовная ответственность: лишение свободы на срок от 4-х до 20-ти лет.

Далее. Изнасилование – это грубое нарушение половой свободы женщины с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей. Наказывается лишением свободы сроком от 3-х до 15-ти лет.

Насильственные действия сексуального характера отличаются от изнасилования тем, что объектом преступления, то есть в качестве потерпевшего может быть как женщина, так и мужчина. За данное преступление преступник лишается свободы на срок от 3-х до 15-ти лет.

Учитель. Что подразумевается под понятием «кража»?

Учащиеся. Украсть – это значит взять что-то тайно, не спросив у владельца, присвоить себе.

Учитель. Кража – это тайное хищение чужого имущества. Наказывается штрафом от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы на срок до десяти лет. Приведите пример кражи.

Дети. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.

Учитель. Какое наказание ждет их за это?

Ученики. Если им уже исполнилось 14 лет, их могут привлечь к уголовной ответственности за данное преступление, а если еще нет, то поставят на учет в подразделение по делам несовершеннолетних, вызовут на комиссию по делам несовершеннолетних в администрацию города, родители должны будут возместить ущерб.

Учитель. Чем кража отличается от грабежа?

Дети. Грабеж – это открытое похищение ценностей у человека.

Учитель. Грабеж – это открытое хищение чужого имущества. Наказание: лишение свободы от нескольких месяцев до двадцати лет. Приведите пример грабежа.

Учащиеся. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

Учитель. Также грабежом будут считаться действия, когда преступник вырывает из рук женщины сумочку или срывает шапку с головы прохожего. Данные действия могут быть совершены с применением насилия (ударил кулаком, сбил с ног потерпевшего). Грабеж и разбой очень похожи, но отличаются тем, что, совершая разбой, преступник применяет насилие, опасное для жизни или здоровья, либо угрожает применением такого насилия. Разбой самый опасный вид преступления из группы хищений. Преступник может применить оружие.

Дайте определение, что такое вымогательство?

Дети. Вымогательство – это требование отдать деньги, ценности или еще что-нибудь преступнику.

Учитель. Согласно статье 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации, вымогательство – это требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества, либо под угрозой распространения сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего. Данное деяние наказывается штрафом до 50000 рублей, либо лишением свободы сроком от трех до пятнадцати лет. Сможете привести свой пример вымогательства?

Ученики могут затрудниться ответить.

Учитель. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. Это будет являться вымогательством?

Дети. Наверное, будет, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.

Учитель. Следующая статья – неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. Объясните, что это значит?

Учащиеся. Преступник угоняет чужой автомобиль без цели продать его продать или разобрать на запчасти и т. п.

Учитель. Другими словами, это угон автомобиля. Срок заключения может достигать двенадцати лет. Деяние заключается в угоне чужого транспортного средства и использовании его в своих интересах без намерения присвоить его. Не является предметом данного преступления велосипеды, гребные лодки, а также животные (лошади, олени, собаки, верблюды и другие), используемые в транспортных целях. Следующая статья – умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное общеопасным способом, либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Что значит общеопасным способом?

Дети. При совершении преступления могут пострадать или погибнуть люди.

Учитель. Приведите пример.

Ученики. Взорвать машину в людном месте, где могут пострадать прохожие.

Учитель. Терроризм. Что это значит?

Дети. Терроризм – это организация и проведение взрывов.

Учитель. Терроризм – это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, если эти действия совершены в целях нарушения общественного порядка, безопасности, устрашения населения и органов власти. Наказывается лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет. Слово «террор» заимствовано из латинского языка и означает «ужас». Примером тому служат террористические акты, совершаемые на территории России выходцами из Чечни. Для чего эти люди совершают взрывы в различных городах? С какой целью?

Учащиеся. С целью запугать граждан России, повлиять на органы власти, чтобы они приняли решение о выводе войск из Чечни.

Учитель. Следующая статья – захват заложника. Можете описать данное деяние?

Дети. Захват заложников – это задержание преступником человека или нескольких людей.

Учитель. Согласно статье 206 Уголовного Кодекса Российской Федерации, захват заложников – это противоправное лишение свободы одного или нескольких лиц, соединенное с насилием или угрозой применения такого насилия. Наказывается лишением свободы сроком от пяти до двадцати лет. Статья 207 Уголовного Кодекса – заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Штраф за это преступление составляет от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Как вы думаете, о чем идет речь в данной статье?

Учащиеся. Например, подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.

Учитель. Это заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба. Сообщение может быть устное, письменное, телеграммой и т. п. Ложное сообщение может быть сделано в правоохранительные органы, а также любые другие государственные или коммерческие организации (учебные заведения, магазины, банки, транспортные предприятия). В сообщении должно содержаться указание на место теракта и способ его совершения. Если лицо предполагает возможность теракта на основе случайно услышанного разговора, странного поведения человека и т. п., то сообщение, не соответствующее действительности, преступлением считаться не будет.

Еще одна статья, по которой к уголовной ответственности привлекаются лица с четырнадцатилетнего возраста, хулиганство при отягчающих обстоятельствах. Что вообще значит понятие «хулиганство»?

Ученики. Хулиганство – это нарушение каких-то общепринятых норм, причинение беспокойства гражданам.

Учитель. Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Оно может быть совершено группой лиц (то есть два человека и более), либо связано с сопротивлением представителю власти (например, милиционеру), либо совершено лицом, ранее судимым за хулиганство. За данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (лом, камень, шило и т. п.) наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Местом совершения данного преступления могут быть как людные общественные места (улица, парк, кинотеатр, транспортное средство), так и безлюдные места, например, лес, или отдельная квартира.

Рассмотрим один пример. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. Это было хулиганством?

Дети. Да. Был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.

Учитель. Какое наказание их ждет?

Учащиеся. Лишение свободы на срок до семи лет.

Учитель. Следующая статья – вандализм. Сформулируйте определение этого деяния.

Дети. Вандализм – это беспричинное повреждение или разрушение каких-то сооружений, памятников на кладбище, осквернение могил.

Учитель. Вандализм – это осквернение зданий и иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Наказывается штрафом от пяти до десяти тысяч рублей, либо арестом до трех месяцев. Вандализм выражается в нанесении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах и иных сооружениях, в загрязнении стен домов и других сооружений в населенных пунктах, порче оборудования транспортных средств (сидений, окон, поручней т. д.), лифтов в жилых домах и учреждениях, повреждении и выведении из строя телефонных автоматов, повреждении садового оборудования и аттракционов в парках и совершении других подобных действий. Приведите пример вандализма.

Ученики. Подростки наносят на стены подъездов, домов надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.

Учитель. Статья 226 гласит: «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств наказывается лишением свободы сроком от трех до пятнадцати лет». Вы понимаете, о чем идет речь?

Дети. Несовершеннолетний выкрал со склада боеприпасы, либо взрывчатые вещества, вымогал их у кого-либо.

Учитель. А если подросток выкрал у соседа охотничье ружье из дома?

Учащиеся. Это тоже будет составом данного преступления.

Учитель. Что значит вымогательство?

Дети. Требование передать что-то в свое распоряжение с угрозой насилия или в обмен на нераспространение какой-либо информации об этом человеке.

Учитель. Следующая статья: «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ». Наказание: лишение свободы сроком от трех до пятнадцати лет. Откуда преступник может похитить наркотические средства или психотропные вещества?

Ученики. Из больницы, у больного человека, для которого эти средства – лекарство.

Учитель. И последнее, за что могут привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности с четырнадцати лет, – это приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Штраф от 40000 до 70000 рублей, либо лишение свободы на срок до четырех лет. Если данное деяние повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц – лишение свободы сроком от шести до десяти лет. Сможете привести пример, отражающий состав данного преступления?

Дети. Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса.

Учитель. Верно. Очень хороший пример. Ребята, как вы уже заметили, за одно и то же преступление срок лишения свободы может колебаться от двух до восьми лет, от пяти до пятнадцати лет. Как вы думаете, с чем это связано, и чем руководствуется суд при определении срока наказания?

Дети. Наверное, от тяжести последствий преступления, впервые или нет совершено преступление.

Учитель. В Уголовном Кодексе Российской Федерации есть понятия «отягчающие обстоятельства» и «обстоятельства, смягчающие наказание».

Рассмотрим сначала обстоятельства, смягчающие наказание. Они представлены в статье 61 части 1. Смягчающими обстоятельствами признаются: совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; несовершеннолетие виновного; беременность; наличие малолетних детей у виновного (до четырнадцати лет); совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (например, украл продукты, так как был очень голоден, один в чужом городе, без денег); оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления (перевязал раны, вызвал «скорую помощь»); явка с повинной в органы внутренних дел, активное способствование раскрытию преступления, розыску других участников преступления.

Теперь рассмотрим обстоятельства, отягчающие наказание. Можете назвать их самостоятельно? Мы некоторые из них уже называли.

Учащиеся. Совершение преступления в группе (то есть два человека и более); с использованием оружия.

Учитель. Вы правы, но помимо этих есть еще несколько отягчающих обстоятельств. Это неоднократность преступлений. Как вы понимаете, что означает это обстоятельство?

Дети. Человек совершал подобные преступления раньше.

Учитель. Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления. Что это значит?

Ученики. Физические травмы, увечья, инвалидность для потерпевшего.

Учитель. Особо активная роль в совершении преступления. Поясните.

Учащиеся. Преступление совершалось в группе, один из нее мог подготовить преступление, распланировать его, быть непосредственным его участником.

Учитель. Приведите пример.

Дети. Например, ограбление банка спланировал, нашел соучастников один человек. Он же убил в банке охранника, взял деньги, в то время, как его помощники ждали его в машине.

Учитель. Следующее отягчающее обстоятельство – это привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, либо в состоянии опьянения, а также несовершеннолетних (до четырнадцати лет). Опишите подобные обстоятельства.

Ученики. Преступник, зная, что один из его знакомых психически нездоров, предлагает ему совершить кражу или еще что-нибудь. Также преступник может предложить подобное несовершеннолетнему, убедив его в том, что ему за это ничего не будет.

Учитель. Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти. Как вы понимаете данное обстоятельство?

Учащиеся.  Преступник поджог дом человека, к которому он испытывает ненависть из-за того, что он еврей (татарин, русский, чеченец).

Учитель. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи о осуществлением данным лицом служебной деятельности. Опишите это обстоятельство.

Дети. Например, похищение человека. У прокурора похитили дочь, требуют выпустить из-под стражи особо опасного преступника в обмен на нее.

Учитель. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего. Приведите пример.

Ученики. Перед тем, как убить человека, его пытали, издевались.

Учитель. Мы перечислили фактически все смягчающие и отягчающие обстоятельства. А к чему же мы можем отнести обстоятельство, когда преступление совершено человеком, находившемся в состоянии опьянения?

Дети. 1) К смягчающим обстоятельствам, так как он не мог полностью осознавать, что делает.

2) К отягчающим, так как он сам довел себя до такого состояния. Возможно, если бы он был трезв, то не стал бы совершать преступления.

Категория: Классному руководителю | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 8925 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 1
1  
Предлагаем услуги по доставке грузов из Европы в Россию на условиях DDP.
Доставка груза до склада клиента.

info@eurocargo.fi
http://www.eurocargo.fi

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz