Конспект урока по русскому языку. Обучающее изложение в 9-м классе(2 часа).
30.07.2010, 19:22
Конспект урока
по русскому языку
(Урок развития речи)
Обучающее изложение
Тема:Обучающее изложение. (2 часа). Подготовка кизложению с элементами сочинения по очерку Ю. Нагибина «Москвич Пушкин»
Цель:
1.Подготовиться к изложению с элементами сочинения на основе культуроведческого текста.
2.Развитие письменной и устной речи.
3.Проверить и закрепить знания учащихся по темам: «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Цитаты», «Стили речи».
4.Показать значение А.С. Пушкина для современников и отношение русских людей к могиле поэта и местам, связанным с его жизнью.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, П.В. Нащокина, Н.Н. Гончаровой, А.М. Опекушина, Ю.М. Нагибина, А.М. Опекушина; презентация к уроку, распечатанные тексты с очерком Ю. Нагибина. и пересказ текста учащимися
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
Недавно на уроках литературы мы закончили изучать творчество А.С. Пушкина. Мы прикоснулись к личности величайшего русского поэта во всём обаянии и блеске его ума, характера, поэзии и прозы.
Мы познакомились с важнейшими темами его поэзии, с его многочисленными возлюбленными, друзьями и современниками. Выявили роль Москвы и Петербурга в духовном становлении поэта.
И сегодня мыс вами приоткроем ещё одну страницу биографии А.С. Пушкина. А поможет нам в этом очерк Юрия Марковича Нагибина, портрет которого вы можете увидеть на доске (1-й слайд презентации).
Юрий Маркович прошёл Великую Отечественную войну, в человеке ценил нравственные качества. Ряд статей посвятил классикам русской литературы. Преклонялся перед гением Пушкина.
До сих пор между москвичами и петербуржцами идёт спор: Москве или Петербургу принадлежит главное место в жизни и творчестве Александра Сергеевича, какой из городов вправе называться «городом Пушкина»?
Писатель Ю. Нагибин затронул эту проблему в своём очерке с характерным названием «Москвич Пушкин» (2-й слайд презентации).
- Итак, цель нашего урока – подготовка к изложению с элементами сочинения. Мы должны выявить идейно-художественные и культурные особенности предложенного текста и запомнить его (3-й слайд презентации).
- Откроем тетради и запишем тему урока.
-А теперь обратимся непосредственно к тексту (слайд 4, 5). Прослушайте внимательно текст и попробуйте определить его тему и попытайтесь ответить на вопрос: о чём этот текст заставил вас задуматься?
II. Первое чтение текста
Вопросы к тексту:
1)Какова тема очерка? (Москва в жизни Пушкина)
2)Сформулируйте основную мысль текста (Москва – город Пушкина. Она разделила с Петербургом честьсчитаться городом Пушкина) (6 слайд).
3)К какому стилю речиотносится текст? (публицистический)
4)Назовите приметы публицистического стиля (слайд 7).
-Это сообщение. В тексте ярко выражена позиция автора и оценка автором явления, о котором он сообщает.
- Язык образный, эмоциональный.
- Мысль писателя занимает проблемный вопрос.
- Языковые средства (8 слайд)
а) метафоры («золотые головы церквей», «аромат московского бытия»)
б) сравнения («памятник, как храм»)
в) вводные слова и конструкции («конечно», («ныне Баумана»)
г) высокая лексика («судьбоносный», «мироздание», «бытие», «чертог»)
5) Что такое очерк? (9 слайд)
Очерк – жанр публицистики, разновидность рассказа, где излагаются и анализируются социально значимые проблемы с точки зрения автора
5)Тип речи? (рассуждение с элементами описания и повествования) (10 слайд)
III. Лексическая работа (11 слайд)
– Какие слова вам показались непонятными?
-Выясните значение следующих слов:
(самостоятельно или по словарю)
* Почитатель – человек, относящийся с глубоким уважением к чему- либо или кому-либо;
- Значение имён собственных мы выясним, когда будем составлять план текста.
IY. Составление плана (запись на доске)
- Читаем первый абзац. Озаглавим его.
(1. Москва уступила Пушкина Петербургу)
- Читаем и даём название второму абзацу.
(2. Москва. Дом Юсуповых. Детские впечатления)
* Комментарии:
- Портрет Ганнибала, деда Пушкина по линии матери) (13 слайд)
- Юсуповская веранда и комната)
- Кремль Москвы (1801 год)
Вопрос: Какие ещё факты свидетельствуют о главенствующем месте Москвы в жизни А.С. Пушкина?
- Впервые стал писать стихи
- Прожилпримерно треть своей жизни
- С 1826 – 1836 приезжал в Москву 16 раз
- Знакомимся с 3-м абзацем. Придумаем название.
(3. Образ Москвы в «Евгении Онегине»)
* Комментарии:
- Образ Москвы представлен в 7-й главе романа в стихах «Евгений Онегин».
- Читает отрывок один ученик (заранее подготовленный) (14 слайд)
Ах, братцы, как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе.
Москва, я думал о тебе!
Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
- Перейдём к 4-му абзацу. Озаглавим. (4. Женитьба)
* Комментарии:
- Портрет Н.Н. Гончаровой (15 слайд)
- Вопрос: Откуда взята цитата «Чистейшей прелести чистейший образец»? (Из стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна» 1830 г.)
- Рассмотрим 5-й абзац (5. В доме Нащокина)
* Комментарии:
- Портрет П.В. Нащокина и сведения о нём) (16 слайд)
- Читаем заключительный 6 абзац (6. Открытие памятника поэту на Тверском бульваре) (17 слайд)
*Комментарии:
- Создатель памятника - Александр Михайлович Опекушин
- О памятнике
- Речь Достоевского стала апогеем его прижизненной славы. Эта речь оказалась завещанием Достоевского. В ней он назвал Пушкина «русским скитальцем», которому необходимо «всемирное счастье»
- Общество любителей русской словесности – литературное общество, существовавшее в 1813 – 1930 гг. В него входили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. (18 слайд)
Y. Работа с орфограммами и пунктограммами (слайд 19)
YI. Чтение текста самостоятельно и пересказ текста учащимися
YII. Обратимся к творческому заданию
(оно записано на закрытой доске)
- Наверное, задание 1 варианта покажется вам трудным. Многие из вас сегодня впервые увидели этот памятник. Поможет нам, рассказав о памятнике А.С. Пушкину (подготовленный заранее ученик)
- Примерный ответ:
Мне очень нравится памятник А.С. Пушкину в Москве. Поэт стоит там задумчивый, погружённый в свои мысли. Возможно,он думает, какое слово подобрать для новой строчки стихов, или он мечтает о своей возлюбленной Наталье Гончаровой, а может быть, он беспокоится о своих друзьях-декабристах и будущем России.
Но мне кажется, что раньше этот памятник выглядел лучше, Я видела старые фотографии: там памятник возвышается над всей площадью. Сейчас же он теряется на фоне огромного киноконцертного зала, обилия переливающихся рекламных щитов и постоянных автомобильных пробок.
- А вот отношение к творчеству поэта может высказать каждый из вас.
- Слушаем ответ ученика.
YIII. Заключительное слово учителя
Как бы ни спорили Москва и Петербург за право называться «городом Пушкина», мы с вами должны помнить, что Пушкин – поэт общенациональный, его гений принадлежит всему русскому народу. Он присутствует в наших думах и сердцах с самого раннего детства и до глубокой старости. Он достояние всего человечества. Им всегда будут восхищаться и преклоняться перед ним. Недаром критик 19 века В. Г. Белинский сказал о Пушкине такие слова:«Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающийся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества» (20 слайд).