Пятница, 19.04.2024, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1765
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Конспект урока по русскому языку. Обучающее изложение в 9-м классе(2 часа).
30.07.2010, 19:22

Конспект урока

по русскому языку

(Урок развития речи)

 

 Обучающее изложение


Тема: Обучающее изложение. (2 часа).
Подготовка к  изложению с элементами
сочинения по очерку Ю. Нагибина «Москвич Пушкин»

 

Цель:

1.     Подготовиться к изложению с
элементами сочинения на основе культуроведческого текста.

2.     Развитие письменной и устной
речи.

3.     Проверить и закрепить знания
учащихся по темам: «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Цитаты», «Стили
речи».

4.     Показать значение А.С.
Пушкина для современников и отношение русских людей к могиле поэта и местам,
связанным с его жизнью.

 

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, П.В. Нащокина, Н.Н.
Гончаровой, А.М. Опекушина, Ю.М. Нагибина, А.М. Опекушина; презентация к уроку,
распечатанные тексты с очерком Ю. Нагибина. и пересказ текста учащимися

 

Ход урока

 

I.                 
Сообщение темы и целей урока.

     Недавно на уроках литературы мы закончили
изучать творчество А.С. Пушкина. Мы прикоснулись к личности величайшего русского
поэта во всём обаянии и блеске его ума, характера, поэзии и прозы.

     Мы познакомились с важнейшими темами его
поэзии, с его многочисленными возлюбленными, друзьями и современниками. Выявили
роль Москвы и Петербурга в духовном становлении поэта.

     И сегодня мы  с вами приоткроем ещё одну страницу биографии
А.С. Пушкина. А поможет нам в этом очерк Юрия Марковича Нагибина, портрет
которого вы можете увидеть на доске (1-й слайд презентации).

     Юрий Маркович прошёл Великую Отечественную
войну, в человеке ценил нравственные качества. Ряд статей посвятил классикам
русской литературы. Преклонялся перед гением Пушкина.

    До сих пор между москвичами и петербуржцами
идёт спор: Москве или Петербургу принадлежит главное место в жизни и творчестве
Александра Сергеевича, какой из городов вправе называться «городом Пушкина»?

     Писатель Ю. Нагибин затронул эту проблему
в своём очерке с характерным названием «Москвич Пушкин» (2-й слайд
презентации).

- Итак, цель нашего урока –
подготовка к изложению с элементами сочинения. Мы должны выявить
идейно-художественные и культурные особенности предложенного текста и запомнить
его (3-й слайд презентации).

- Откроем тетради и запишем
тему урока.

-  А теперь обратимся непосредственно к тексту
(слайд 4, 5). Прослушайте внимательно текст и попробуйте определить его тему и
попытайтесь ответить на вопрос: о чём этот текст заставил вас задуматься?

II. Первое чтение текста

Вопросы к тексту:

1)     Какова тема очерка? (Москва
в жизни Пушкина)

2)     Сформулируйте основную мысль
текста (Москва – город Пушкина. Она разделила с Петербургом честь  считаться городом Пушкина) (6 слайд).

3)     К какому стилю речи  относится текст? (публицистический)

4)     Назовите приметы
публицистического стиля (слайд 7).

-Это сообщение. В тексте
ярко выражена позиция автора и оценка автором явления, о котором он сообщает.

- Язык образный,
эмоциональный.

- Мысль писателя занимает
проблемный вопрос.

- Языковые средства (8
слайд)

а) метафоры («золотые головы
церквей», «аромат московского бытия»)

б) сравнения («памятник, как
храм»)

в) вводные слова и
конструкции («конечно», («ныне Баумана»)

г) высокая лексика
(«судьбоносный», «мироздание», «бытие», «чертог»)

     5) Что
такое очерк? (9 слайд)

      Очерк –
жанр публицистики, разновидность рассказа, где излагаются и анализируются социально
значимые проблемы с точки зрения автора

5)     Тип речи? (рассуждение с элементами описания и
повествования) (10 слайд)

 

III.          
Лексическая работа (11 слайд)

– Какие слова вам показались непонятными?

-Выясните значение следующих слов:

(самостоятельно или по словарю)

* Почитательчеловек, относящийся с
глубоким уважением к чему- либо или кому-либо;

* Уроженец (Москвы)-
родившийся в Москве;

* Гротпещера,
чаще искусственная;

* Руиныразвалины;

* Чертогпышное,
великолепное помещение, дворец;

* Бытиежизнь;

* Мироздание
мир, вселенная;

* Обветшавший
ветхий, старый, дряхлый;

* Коронованная особамонарх, царь;

* Палатыбольшое
богатое здание.

 

- Значение имён собственных мы выясним, когда будем составлять план текста.

 

IY. Составление плана (запись на доске)

- Читаем первый абзац.
Озаглавим его.

(1. Москва уступила
Пушкина Петербургу)

- Читаем и даём название второму
абзацу.

(2. Москва. Дом Юсуповых.
Детские впечатления)

 

* Комментарии:

- Портрет Ганнибала, деда
Пушкина по линии матери) (13 слайд)

- Юсуповская веранда и
комната)

- Кремль Москвы (1801 год)

Вопрос: Какие ещё факты
свидетельствуют о главенствующем месте Москвы в жизни А.С. Пушкина?

- Впервые стал писать стихи

- Прожил  примерно треть своей жизни

- С 1826 – 1836 приезжал в
Москву 16 раз

 

- Знакомимся с 3-м
абзацем
. Придумаем название.

(3. Образ Москвы в
«Евгении Онегине»)

 

* Комментарии:

- Образ Москвы представлен в
7-й главе романа в стихах «Евгений Онегин».

- Читает отрывок один ученик
(заранее подготовленный) (14 слайд)

 

Ах, братцы,
как я был доволен,

Когда церквей
и колоколен,

Садов,
чертогов полукруг

Открылся
предо мною вдруг!

Как часто в
горестной разлуке,

В моей
блуждающей судьбе.

Москва, я
думал о тебе!

Москва, как
много в этом звуке

Для сердца
русского слилось!

Как много в
нём отозвалось!

 

- Перейдём к 4-му абзацу.
Озаглавим. (4. Женитьба)

 

* Комментарии:

- Портрет Н.Н. Гончаровой
(15 слайд)

- Вопрос: Откуда взята
цитата «Чистейшей прелести чистейший образец»? (Из стихотворения А.С. Пушкина
«Мадонна» 1830 г.)

 

- Рассмотрим 5-й абзац (5.
В доме Нащокина)

* Комментарии:

- Портрет П.В. Нащокина и сведения о нём) (16 слайд)

 

- Читаем заключительный 6
абзац (6. Открытие памятника поэту на Тверском бульваре)
(17 слайд)

 

 *Комментарии:

- Создатель памятника -  Александр Михайлович Опекушин

- О памятнике

- Речь Достоевского стала
апогеем его прижизненной славы. Эта речь оказалась завещанием Достоевского. В
ней он назвал Пушкина «русским скитальцем», которому необходимо «всемирное
счастье»

- Общество любителей русской
словесности – литературное общество, существовавшее в 1813 – 1930 гг. В него
входили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. (18 слайд)

 

Y. Работа с орфограммами и пунктограммами (слайд 19)

- Объясните подчёркнутые орфограммы:

 

     Беспечный,
сословие, коренную, деревянный, каменный, аллея,
воображение, уроженец, полководец, полусогласия, присутствует,
словесность

 

- Объясните ЗП в следующих предложениях:

. 1 абзац последнее предложение

. 2 абзац 1 предложение

. 3 абзац 1 предложение

. стечение ЗП в последнем абзаце

. что присоединяет союз «как» в 5-м предложении

. ЗП при ПО и ДО

 

YI. Чтение текста самостоятельно и пересказ текста
учащимися

YII. Обратимся к творческому заданию

(оно записано на закрытой
доске)

- Наверное, задание 1 варианта
покажется вам трудным. Многие из вас сегодня впервые увидели этот памятник.
Поможет нам, рассказав о памятнике А.С. Пушкину (подготовленный заранее ученик)

- Примерный ответ:

     Мне очень нравится памятник А.С. Пушкину в
Москве. Поэт стоит там задумчивый, погружённый в свои мысли. Возможно,  он думает, какое слово подобрать для новой
строчки стихов, или он мечтает о своей возлюбленной Наталье Гончаровой, а может
быть, он беспокоится о своих друзьях-декабристах и будущем России.

 Но мне кажется, что раньше этот памятник
выглядел лучше, Я видела старые фотографии: там 
памятник возвышается над всей площадью. Сейчас же он теряется на фоне
огромного киноконцертного зала, обилия переливающихся рекламных щитов и постоянных
автомобильных пробок.

- А вот отношение к
творчеству поэта может высказать каждый из вас.

- Слушаем ответ ученика.

 

YIII. Заключительное слово учителя

     Как бы ни спорили Москва и
Петербург за право называться «городом Пушкина», мы с вами должны помнить, что
Пушкин – поэт общенациональный, его гений принадлежит всему русскому народу. Он
присутствует в наших думах и сердцах с самого раннего детства и до глубокой
старости. Он достояние всего человечества. Им всегда будут восхищаться и
преклоняться перед ним. Недаром критик 19 века В. Г. Белинский сказал о Пушкине
такие слова:
«Пушкин
принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающийся на той
точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании
общества» (20 слайд).

 

IX. Написание изложения (2 урок)


Презентация к уроку



 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 19974 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
1 надежда  
0
очень интересный материал, спасибо вам за него

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz