«Синтаксис сложного предложения». 9 класс. Лабораторная работа. - Конспекты уроков - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

«Синтаксис сложного предложения». 9 класс. Лабораторная работа.
09.08.2010, 20:11

 «Синтаксис сложного предложения»

(Лабораторная работа проводится в 9 классе после изучения темы «Сложное предложение»)

Дано:

1.     Таблица 1.

 

Сложные предложения

 

 

Средства связи:

1.     Союзы и союзные слова.

2.     Интонация

 

 

 

Средства связи простых предложений в сложносочинённых предложениях

1.     Сочинительные союзы

2.     Интонация

 

 

Средства связи простых предложений в сложноподчинённых предложениях

1.     Подчинительные союзы

2.     Интонация

 

2.Тест (без знаков препинания).

                   Я люблю когда шумят берёзы

Когда листья падают с берез

Слушаю и набегают слёзы

На глаза отвыкшие от слёз

                            (Н.Рубцов).

 

Цель работы: доказать, что текст состоит из сложных предложений; расставить знаки препинания.

Ход работы определяет сам ученик.

         Получив лабораторное задание, учащиеся приступают к его выполнению. В качестве примера приведу работу учащегося 9 класса (без стилистической правки).

 

 

Описание работы.

         «Я читаю внимательно текст. В первых строках говорится о том, что любит авто, а последние две строки рассказывают о чувствах, характеризующих его состояние. Я знаю, что предложение представляет собой законченную мысль, значит, мне надо найти такое слово, которое является концом высказанной мысли. Мысль заканчивается на слове берез во 2-ой строке и на слове слёз в 4-ой строке. Следовательно, после этих слов я поставлю точку. В результате я получаю два предложения.

         Я люблю когда шумят берёзы

         Когда листья падают с берёз. (1-ое предложение)

         Слушаю и набегают слёзы

         На глаза отвыкшие от слёз. (2-ое предложение).

         Моё внимание привлекает слово слушаю во второй строке, которое тоже может представлять собой предложение. Но после слова слушаю идёт сочинительный союз и, который указывает на последовательность совершающихся действий, и поэтому, я думаю, лучше после этого слова поставить запятую, а не точку, а может быть, лучше ничего не ставить.

         Начинаю исследовать первое предложение, размещённое на первых строках. Нахожу подлежащее: что? кто? В данном случае – кто? я и что? – берёзы. Ставлю вопрос: я что делаю?люблю; берёзы что делают? – шумят. Получается, что в 1-ой строке две грамматические основы. Смотрю в таблицу № !, которая даёт информацию о том, что есть средства связи в сложноподчинённом предложении. Слово когда и является таким средством связи, которое соединяет простые предложения в сложные (сочинительные средства связи я знаю, и среди них нет слова когда). Вторая строка начинается также со слова когда, значит, идёт присоединение подчинительной связью ещё одного простого предложения. Определяю грамматическую основу: что? – листья; листья что делают? – падают. Следовательно, первое предложение – сложное; в него входят три простых предложения. Перед словом когда ставлю запятую, определяя простые предложения.

         Я люблю, когда шумят берёзы,

         Когда листья падают с берёз.

         Начинаю исследовать следующее предложение. Выделяю в нём средства связи: сочинительный союз и. Что же он соединяет? Ставлю вопросы для определения грамматической основы: что делаю? – слушаю и что делают? – набегают. Два глагола, обозначающие действия разных предметов. Набегают что? – слёзы. Значит, перед нами ещё две грамматические основы. Следовательно, и это предложение: Слушаю, и набегают слёзы… - тоже сложное, а потому перед сочинительным союзом и ставлю запятую. Хочется поставить запятую после слова слёзы, но набегают куда? на глаза, никаких условий для постановки запятой не нахожу, в заблуждение ввёл конец строки. Но вот после слова глаза идёт согласованное определение, выраженное причастным оборотом, который я и выделяю запятой. В результате моих наблюдений и рассуждений я имею следующую расстановку знаков препинания:

                            Я люблю, когда шумят берёзы,

                            Когда листья падают с берёз.

                            Слушаю, и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

                            (Н. Рубцов).

Вывод: четверостишие состоит из двух сложных предложений: в состав первого сложного предложения входят 3 простых предложения, соединённых подчинительной связью; в состав второго сложного предложения входят 2 простых предложения, соединённых сочинительной связью».

 

Мой вывод: автор этого описания лабораторной работы достаточно наблюдателен, что и помогло ему выстроить рассуждения при расстановке знаков препинания. Такие ответы убеждают нас в том, что наблюдение – очень важный элемент при изучении нового материала.

 

         В лабораторных работах по русскому языку обязательно используется метод наблюдений, который представляет собой простейший вид лабораторного исследования. Наблюдение может иметь самостоятельный характер, а также являться начальной ступенью более сложной деятельности. Материал для анализа содержит специально подобранные явления, которые можно сопоставить.

         Важнейшее условие работы – самостоятельность и целеустремлённость наблюдений, в результате которых может быть сделан определённый вывод. Практика показала, что учащиеся, к сожалению, не умеют наблюдать. Они привыкли к готовым образцам, правилам в учебниках, к подробнейшему объяснению учителя, который старается передать им свои знания. Я думаю, что это связано, во-первых, с нежеланием наблюдать и анализировать свои наблюдения (проще спросить у учителя), а во-вторых, с боязнью ошибиться и получить нежелательную оценку. В лабораторных же работах перед учащимися ставятся такие цели, которые требуют самостоятельного наблюдения и самостоятельного мышления.

         По результатам проверочных работ до проведения лабораторных работ прослеживается тенденция уменьшения количества ошибок, повышения успеваемости. Доля положительных отметок увеличивается, повышается интерес детей к урокам русского языка. И это результат именно систематической работы в лингвистических лабораториях.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 3851 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz