(Лабораторная работа проводится в 9 классе после
изучения темы «Сложное предложение»)
Дано:
1.Таблица 1.
Сложные предложения
Средства связи:
1.Союзы и союзные слова.
2.Интонация
Средства связи простых предложений в
сложносочинённых предложениях
1.Сочинительные союзы
2.Интонация
Средства связи простых предложений в
сложноподчинённых предложениях
1.Подчинительные союзы
2.Интонация
2.Тест
(без знаков препинания).
Я люблю когда шумят берёзы
Когда листья падают с берез
Слушаю и набегают слёзы
На глаза отвыкшие от слёз
(Н.Рубцов).
Цель работы: доказать,
что текст состоит из сложных предложений; расставить знаки препинания.
Ход работы определяет сам
ученик.
Получив лабораторное задание, учащиеся приступают к его выполнению.
В качестве примера приведу работу учащегося 9 класса (без стилистической
правки).
Описание работы.
«Я читаю
внимательно текст. В первых строках говорится о том, что любит авто, а
последние две строки рассказывают о чувствах, характеризующих его состояние. Я
знаю, что предложение представляет собой законченную мысль, значит, мне надо
найти такое слово, которое является концом высказанной мысли. Мысль
заканчивается на слове берез во 2-ой
строке и на слове слёз в 4-ой
строке. Следовательно, после этих слов я поставлю точку. В результате я получаю
два предложения.
Я люблю
когда шумят берёзы
Когда
листья падают с берёз. (1-ое
предложение)
Слушаю и набегают
слёзы
На глаза
отвыкшие от слёз. (2-ое предложение).
Моё
внимание привлекает слово слушаю во
второй строке, которое тоже может представлять собой предложение. Но после
слова слушаю идёт сочинительный союз
и, который указывает на
последовательность совершающихся действий, и поэтому, я думаю, лучше после
этого слова поставить запятую, а не точку, а может быть, лучше ничего не
ставить.
Начинаю
исследовать первое предложение, размещённое на первых строках. Нахожу
подлежащее: что? кто? В данном случае – кто? – я и что? – берёзы. Ставлю вопрос: я что делаю? – люблю;
берёзы что делают? – шумят. Получается, что в 1-ой строке две грамматические основы. Смотрю в
таблицу № !, которая даёт информацию о том, что есть средства связи в
сложноподчинённом предложении. Слово когда
и является таким средством связи, которое соединяет простые предложения в
сложные (сочинительные средства связи я знаю, и среди них нет слова когда). Вторая строка начинается также
со слова когда, значит, идёт
присоединение подчинительной связью ещё одного простого предложения. Определяю
грамматическую основу: что? – листья; листья что делают? –
падают. Следовательно, первое
предложение – сложное; в него входят три простых предложения. Перед словом когда ставлю запятую, определяя простые
предложения.
Я люблю,
когда шумят берёзы,
Когда
листья падают с берёз.
Начинаю
исследовать следующее предложение. Выделяю в нём средства связи: сочинительный
союз и. Что же он соединяет? Ставлю
вопросы для определения грамматической основы: что делаю? – слушаю и что делают? – набегают. Два глагола, обозначающие действия разных предметов. Набегают что? – слёзы.
Значит, перед нами ещё две
грамматические основы. Следовательно, и это предложение: Слушаю, и набегают слёзы… - тоже сложное, а потому перед
сочинительным союзом и ставлю
запятую. Хочется поставить запятую после слова слёзы, но набегают куда?
на
глаза, никаких условий для
постановки запятой не нахожу, в заблуждение ввёл конец строки. Но вот после
слова глаза идёт согласованное
определение, выраженное причастным оборотом, который я и выделяю запятой. В
результате моих наблюдений и рассуждений я имею следующую расстановку знаков
препинания:
Я
люблю, когда шумят берёзы,
Когда
листья падают с берёз.
Слушаю,
и набегают слёзы
На глаза,
отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов).
Вывод: четверостишие состоит из двух сложных предложений: в состав первого
сложного предложения входят 3 простых предложения, соединённых подчинительной
связью; в состав второго сложного предложения входят 2 простых предложения,
соединённых сочинительной связью».
Мой вывод: автор
этого описания лабораторной работы достаточно наблюдателен, что и помогло ему
выстроить рассуждения при расстановке знаков препинания. Такие ответы убеждают
нас в том, что наблюдение – очень важный элемент при изучении нового материала.
В лабораторных работах по русскому языку обязательно
используется метод наблюдений, который представляет собой простейший вид
лабораторного исследования. Наблюдение может иметь самостоятельный характер, а
также являться начальной ступенью более сложной деятельности. Материал для
анализа содержит специально подобранные явления, которые можно сопоставить.
Важнейшее условие работы – самостоятельность и
целеустремлённость наблюдений, в результате которых может быть сделан
определённый вывод. Практика показала, что учащиеся, к сожалению, не умеют наблюдать.
Они привыкли к готовым образцам, правилам в учебниках, к подробнейшему
объяснению учителя, который старается передать им свои знания. Я думаю, что это
связано, во-первых, с нежеланием наблюдать и анализировать свои наблюдения
(проще спросить у учителя), а во-вторых, с боязнью ошибиться и получить
нежелательную оценку. В лабораторных же работах перед учащимися ставятся такие
цели, которые требуют самостоятельного наблюдения и самостоятельного мышления.
По результатам проверочных работ до проведения лабораторных
работ прослеживается тенденция уменьшения количества ошибок, повышения
успеваемости. Доля положительных отметок увеличивается, повышается интерес
детей к урокам русского языка. И это результат именно систематической работы в
лингвистических лабораториях.