Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е Работаем по учебнику В.В. Бабайцевой. - Конспекты уроков - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е Работаем по учебнику В.В. Бабайцевой.
09.08.2010, 20:24

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е

Работаем по учебнику В.В. Бабайцевой

Цели урока:

1. Образовательная:

– закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на о и е;
– обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
– выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2. Развивающая:

– способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

ХОД УРОКА

Буквенный диктант

Первая гласная буква в слове приключение.

Какая буква обычно передает всегда мягкий согласный, не встречающийся в слове ощущение?

Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?

Форму какого времени нельзя образовать у глаголов совершенного вида?

Какая соединительная гласная пишется в сложных словах после мягких согласных, шипящих и ц?

Какой тип речи, кроме описания и повествования, вы знаете?

Определите число существительного молодежь.

– Запишите первую букву каждого слова-ответа. Из полученных букв составьте слово. (И–Ч–А–Н–Е–Р–Е ––> наречие.)

– Что такое наречие?

Синтаксическая пятиминутка

Задание. Ученики должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мере выполнения задания).

1. Из предложения Без слов я понял, что это его забота обо мне выпишите подлежащее, выраженное личным местоимением.

2. Из предложения Зверек неторопливо вышел из кустов возьмите обстоятельство, выраженное наречием.

3. Выпишите глагол в начальной форме из предложения Ему хотелось еще долго бродить по этим местам и поставьте его в форму 1-го л. ед. ч.

4. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом из предложения По берегу были разбросаны самые невероятные вещи.

5. Из предложения Ростов – небольшой, но красивый город выпишите два определения, выраженные прилагательным с союзом но.

6. Из предложения Большую часть комнаты занимала огромная русская печка выпишите подлежащее, замените в нем первый звук на звук [р] и получившееся существительное употребите в форме р.п. ед. ч.

– Какое предложение у вас получилось?

Я неторопливо брожу по берегу небольшой, но красивой речки.

– Произведите синтаксический разбор предложения.

– Объясните слитное написание не в слове небольшой.

– Объясните, почему наречие неторопливо пишется слитно. Произведите его морфемный разбор.

– В каком слове из этого предложения звуков больше, чем букв?

– Какие еще гласные могут обозначать два звука? В каком случае?

Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Соедините части слов, записанные в два столбика.

1) вовсе не
2) не
3) недол
4) неле
5) неправ
6) него
7) невеж
8) не ту
9) не вы
10) не добрый

1) да
2) довать
3) ливый
4) строит
5) а злой
6) да
7) соко, а низко
8) красиво
9) по
10) го

Ответ. 1–8; 2–4; 3–10; 4–9; 5–1; 6–2; 7–3; 8–6; 9–7; 10–5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой.)

– Объясните правописание не с разными частями речи.
– Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е?

Задание на развитие логического мышления

Из набора букв составьте по 2 слова в каждой строчке.

Н Е Н Е Д О Л Я Р Г О К О (неярко, недолго)

Н Е Я Н Е С Х О Н О Р О Ш О (неясно, нехорошо)

Н Е В З Н Е В Е Р Р А Ч Н О Н О (невзрачно, неверно)

– Составьте предложения с парами слов (неярко – не ярко).

– С каким наречием нельзя составить такую пару предложений?

Задание на развитие слуховой памяти

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко);
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко);
в) танцы, игры, халат, орбита (тихо).

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно);
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо);
в) смелость, парта, ульи, потолок (мало).

– Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.
– Закрыв наречие, вспомните, к какому глаголу оно было подобрано.
– Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
– Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а затем антоним:

близко – недалеко – далеко;
низко – невысоко – высоко;
тихо – негромко – громко;
плохо – нехорошо – хорошо;
медленно – небыстро – быстро;
мало – немного – много.

Выборочный диктант

Выпишите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.


Слитно

немножко
небольшой
несколько
неясно
неподвижность
невольно
неожиданность
немедленно

Раздельно

не вижу
не выдаю
не знаю
не могу

– Над каждым словом надпишите часть речи и обозначьте, чем является не.

Отработка навыка

Запишите следующие словосочетания в два столбика.

Слитно

нелегкий труд
писать неаккуратно
выглядеть неряшливо
читать негромко, но выразительно
незавидное положение

Раздельно

не дружелюбно, а враждебно
не вредно, а полезно
нисколько не трудно помочь
вовсе не трудная задача
не решил проблемы

Проверочная работа

Раскройте скобки.


Вариант I

(не)решительность
(не)ряшливость
(не)большой, но рыбный
(не)цветет
(не)весело
нисколько (не)трудно помочь
(не)былицы
(не)умный
далеко (не)трудная задача
(не)навидеть
(не)вежественно
(не)правда, а ложь
(не)большой, а маленький
очень (не)красиво
(не)разумно, а глупо

Вариант II

(не)взгоды
(не)аккуратный
(не)добрый, но красивый
(не)доумевать
(не)многословно
очень (не)вежливо
(не)погода
(не)лепый
отнюдь (не)свежая газета
(не)видит
(не)взрачно
(не)дело, а безделье
(не)добрый, а злой
вовсе (не)легко сделать
(не)серьезно, а беспечно

Подведение итогов и домашнее задание

Теория, § 117. Практика, упр. 435.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 6901 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz