Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова. Число существительных. - Конспекты уроков - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 04.12.2016, 02:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова. Число существительных.
10.08.2010, 18:50

Число существительных

Цели:

Ученики должны понимать, что в основе категории числа – количественные отношения предметов.

Уметь определять форму числа существительного, заменять форму единственного числа формой множественного, уметь работать с текстом научного стиля и составлять план ответа: «Роль категории числа».

Уметь анализировать текст и объяснять причину использования формы единственного числа, аргументировать ответ.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Обсуждение удачных и неудачных предложений, исправление ошибок. Например, почему можно сказать Профессор выступал перед участниками конференции, но нельзя сказать Профессор Иванова выступал перед участниками конференции?

2. Знакомство с исторической справкой (стр. 201).

Три формы числа было в древнерусском языке:

стол, рукав, конь – единственное число;
стола, рукава, коня – двойственное число;
столы, рукава, кони – множественное число.

Некоторые формы двойственного числа сохранились и сейчас: глаза, рукава.

3. Наблюдения и анализ. Работа с учебником (стр. 201–202).

– Что вы узнали о грамматической категории числа существительного? Используя материал учебника, составьте краткий план ответа «Роль категории числа».

Примерный план:

Форма единственного числа: 1) может обозначать один предмет; 2) может вообще не сообщать о количестве предметов.

Форма множественного числа употребляется лишь тогда, когда счет предметов возможен.

4. Работа с текстом.

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра. На сугробах угасали последние отблески солнца... На другой день звероловы надели лыжи, положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след. Тынерей поставил шесть капканов. Два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, и в жерди понатыкали еловых лап.

– Волк – животное осторожное и умное, – сказал дед Тынерей. – Он не всегда берет приваду, ежели привада лежит на виду, открыто. Зверь опасается: уж больно легкая добыча, как бы не попасть в беду. Ну а раз мясо от тебя спрятано, как овца в хлеву, стало быть, его можно взять.

(По Ю.Качаеву)

– Определите число существительных. В каком предложении форма единственного числа не обозначает только один предмет? Что подразумевает автор, употребляя слово в единственном числе?

(Слово волк употреблено в форме единственного числа, но речь идет не об одном животном, а о виде зверей и имеет родовое значение. О количестве животных ничего не сообщается и не предполагается их счет.)

– Сколько предметов подразумевается, когда употребляется существительное во множественном числе?

Дед Тынерей появлялся в стойбище редко – только в магазин да по большим праздникам. Промышлял он охотой: ловил песцов, ставил петли на зайцев и изредка бил волков.

(Количество предметов неизвестно, но ясно, что больше одного.)

5. Закрепление. Выполните задания 251, 254.

6. Домашнее задание. Выполните задание 252.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 1929 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz