Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова.Способы выражения грамматического значения числа. - Конспекты уроков - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова.Способы выражения грамматического значения числа.
10.08.2010, 18:53

Способы выражения грамматического значения числа

Цели:

Знать способы выражения грамматического значения числа, понимать отличия парадигм существительных единственного и множественного числа.

Уметь объяснять, какие грамматические средства использовались для выражения формы единственного или множественного числа, уметь образовывать форму множественного числа, находить грамматические средства выражения числа.

Повторение: способы выражения грамматических значений словоформы.

Знать нормы произношения некоторых слов во множественном числе.

ХОД УРОКА

1. Проверка выполнения заданий 262 и 263.

Для анализа ученикам были предложены два отрывка из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».

– Назовите слова, которые имеют только форму множественного числа, и докажите это. Какие из них относятся к считаемым предметам?

– Почему ворота – считаемый предмет, а мурашки – несчитаемый?

– Назовите формы слов, имеющих только форму единственного числа, докажите это. Какой тип лексического значения они имеют?

– В каком случае слово глупость будет иметь множественное число? Приведите примеры.

Ученики должны привести примеры, в которых глупость называет результат действия, допустим: Не делайте глупостей!

Таким образом, урок должен будет представлять собой развернутое закрепление материала о числе существительных, обобщение, повторение некоторых ранее изученных тем.

2. Беседа.

Внимание учащихся обращается на то, что со способами грамматического выражения числа они уже встречались (параграфы 26–29).

– Какие отношения существуют между словом и словоформой? Как выражаются грамматические значения словоформы? Как соотносятся грамматические значения и грамматические средства?

Постройте парадигму существительного река. При помощи каких грамматических средств выражается грамматическое значение числа существительного?

Основное грамматическое средство, выражающее грамматическое значение словоформы, – окончание. Дополнительные грамматические средства – ударение и чередование морфем в основе словоформ.

3. Анализ материала учебника, стр. 210–211.

Форму числа существительного можно узнать по основе: брат – братья, котенок – котята, горожанин – горожане.

4. Работа с текстом.

Учитель читает текст, спроецированный на доску.

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами.

– Определите число существительных. Какие грамматические средства выражают значение числа?

– Найдите однокоренные слова и формы одного и того же слова; в чем их различие?

– Найдите существительные, называющие несчитаемые предметы, докажите это.

5. Проверочная работа.

– Образуйте формы множественного числа данных существительных, выделите окончания и поставьте ударение. Определите грамматические средства выражения числа.

Магазин, адрес, отпуск, директор, шофер, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисенок.

– Придумайте предложения, в которых эти существительные стояли бы во множественном числе.

Возможно, у некоторых учеников возникнут затруднения при образовании форм множественного числа. Учитель разъясняет, как правильно произносить эти слова.

6. Домашнее задание 261.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 1926 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz