Пятница, 26.04.2024, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1765
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Урок русского языка в 7 классе на тему «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, обр
10.08.2010, 18:43

Урок русского языка в 7 классе на тему

«Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

 

Цель урока:  1)  установить опознавательный признак орфограммы № 53, определить условия выбора  нн  в словах на  -ный, образованных от глаголов; закрепить умение употреблять  нн  в данном разряде слов, тренировать в различении причастий и прилагательных на –ный по совокупности  их отличительных признаков; 2)  повторить правила правописания  нн   в полных страдательных причастиях; н  и нн в прилагательных, образованных от существительных;  не  с полными причастиями; правило обособления причастного оборота; 3)  познакомить учащихся с особенностями употреблений причастий в речи.

Ход урока.

                          I.    Повторение  необходимых для усвоения новой темы сведений о причастиях и прилагательных.

Проводится словарный диктант с заданием: записать в одну колонку причастия, в другую – прилагательные, установить, от какой части речи образованы данные слова, и графически обосновать употребление в них н и  нн. (При затруднении можно обратиться к Школьному словообразовательному словарю.)

Отечественная война, призванный  в армию, оккупированный фашистами, кожаная кобура, звериные тропы, окруженный гитлеровцами, преданный Родине, туманное утро, взволнованный встречей, разведанный район.

 

Установите по Школьному словарю иностранных слов особенности значения и употребления слова оккупация.

                 1)    По каким признакам вы отличаете причастия от прилагательных? (По значению: причастия обозначают признак временной, прилагательные – постоянный; по способу образования: страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов с суффиксами –нн, -енн, прилагательные – от существительных с суффиксами –н-, -ан-(-ян-), -ин-. –онн-. –енн-.

                 2)    Каков ход рассуждения в применении правила употребления н или нн в словах на  ный? (Сначала необходимо определить, от какой части речи и с каким суффиксом образовано слово на –ный, затем соотнести данную орфограмму с правилом.)

                 3)    В каком сообщении можно использовать рассмотренные в упражнении слова? (Например, в рассказе о подвиге разведчика.)

В индивидуальные задания (эти задания выполняются на доске) включаются следующие предложения:

                1)    Дорогой героев, дорогой отцов шагают бесстрашные люди, и в час испытания каждый готов закрыть свою Родину грудью.

                2)    Ушла война, оставив списки погибших в праведном бою. Застыли скорбно обелиски в недвижном каме..ом строю. А в чистом небе столько сини – такой бездо..ой глубины, как будто здесь, в полях России, и вовсе не было войны.

                3)    В нашей памяти не померкнет ратный и трудовой подвиг советских людей, не жалевших жизни во имя защиты Родины от  гитлеровского нашествия, во имя спасения Европы от фашистского порабощения.

 

Первый пример даётся для грамматического разбора; во втором – вставляются пропущенные орфограммы в словах и графически обосновывается их употребление (данный ряд слов пополняется прилагательными, иллюстрирующими другие случаи употребления н  или нн); в третьем – выделяется причастный оборот, графически обосновывается постановка при нем запятой и обозначается условие выбора слитного или раздельного написания не.

К словам бесстрашный, ратный, порабощение подбираются синонимы, значение других выделенных слов объясняется.

Итоговый вопрос: Какими частями речи являются слова на –ный? (Прилагательными и причастиями – особой формой глагола.)

                       II.    Проблемное задание.

Известно, что в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн. Объясните, есть ли различие в написании слова ране(н,нн)ый, употребленного в словосочетания ране(н,нн)ый в разведке, ране(н,нн)ый разведчик.

                   III.    Вопросы.

                     1)        Какой вид прилагательных указан в заглавии параграфа? (Прилагательные, образованные от глаголов.)

                     2)        Каков опознавательный признак орфограммы № 53?  (Н перед окончанием.)

                     3)        От какой части речи образованы слова, данные в рамочке учебника?  (От глагола.)

                     4)        Каковы условия выбора нн в словах на –ный, образованных от глагола?

 

                    IV.    Задание с использованием графопроектора.

Запишите порядковый номер примера в таблицу.

Пиши нн в словах на –ный, образованных от глагола.

 

если есть

приставка

 

если есть

суф. –ова-

(-ева-)

 

если есть

зависимое слово

 

если слово образовано

от бесприставочного

глагола сов. вида

 

                 1)Рискованный поступок; 2)  ограниченные возможности; 3)  раненный в ногу; 4) спасенные жители; 5)  развеянный пепел; 6)  мощенный булыжником; 7)  брошенные трофеи; 8)  асфальтированное шоссе; 9)  рубленный осенью;                  10) оккупированный район; 11)  кованный из стали.

                       V.    Дифференцированные задания.

                         1)    Из упражнений учебника выпишите словосочетания «причастие +существительное, обозначьте условие выбора изучаемой орфограммы.

                         2)    От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Укажите те причастия, которые употребляются как прилагательные, составьте с одним из них предложение.

Окрылить, сразить, обагрить, подстрелить, рассеять, бетонировать, выкопать, вооружить, проявить, посвятить.

 

                         3)    От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени и составьте с ними сочетания слов по образцу: сущ. + прич. + зависимое слово.

Не ходить, не ездить, грузить, ковать, метить, путать, кипятить, плести, морозить, сеять.

 

Устное творческое задание.

От глаголов, данных в скобках, образуйте в зависимости от смысла причастия. Поставьте недостающие знаки препинания (текст написан на доске).

Над (обнажить) гранитной скалой к самому небу взметнулась 12-метровая мраморная стена… на лицевой стороне памятника (обратить) в сторону (приходить) кораблей строгие изображения моряков-пограничников Заполярья (пасть) в боях с фашистами в годы войны. Это им, беззаветным героям, (сорвать) планы Гитлера по захвату Кольского полуострова народная память.

 

Определите, к какому стилю речи относится данный текст. (Публицистический стиль: причастия придают тексту краткость и торжественность; замена причастий глаголами в отдельных случаях невозможна или нецелесообразна.)

                    VI.    Итоговый вопрос: Что нового вы узнали на уроке о правописании двух  н  в словах на  -ный?

                VII.    Домашнее задание.

Составьте рассказ о подвиге разведчика, используя в нем, если нужно, слова, встретившиеся на уроке.

 

 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 17764 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz