Урок русского языка в IX классе на тему «сложноподчиненные предложения с придаточными определительными». - Конспекты уроков - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Урок русского языка в IX классе на тему «сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».
09.08.2010, 20:00

Урок русского языка в IX классе на тему

«сложноподчиненные  предложения

с придаточными определительными»

 

Цель урока:  1)  выделить отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; 2)  тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными; 3)  предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова который; 4)  раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда; 5)   тренировать в постановке знаков препинания в предложениях с придаточными определительными; 6)  познакомить учащихся с особенностями употребления в речи предложений с придаточными определительными.

 

Ход урока.

                          I.    Повторение  общих сведений о сложноподчиненных предложениях.

Выполняется упражнение на разграничение главного и придаточного предложений, а также союзов и союзных слов.

 

А. С. Пушкина давно интересовала тема взаимоотношений крепостных крестьян и помещиков. В 1833 году, когда возник замысел романа из эпохи крестьянского восстания под предводительством Пугачева, поэт начинает изучать архивные материалы и мемуарную литературу, в которой освещались события того времени. Затем он отправился в Оренбург, туда, где когда-то развертывалось крестьянское движение, и собрал там большой материал.

 

                  1.    Замените слово предводительство другим, близким по смыслу.

                  2.    Проверьте по словарю Ожегова, возможна ли замена слова крепостной словом крепостник. Укажите в тексте слово, которое можно заменить данным существительным (помещик).

                  3.    По словарю синонимов Евгеньевой подберите синонимы к словам мемуары, восстание. Объясните, почему в повести «Капитанская дочка» употреблено вместо восстание слово бунт (а также бунтовщик, мятежник, мятежный). Наведите справку о происхождении слова мемуары в Школьном словаре иностранных слов.

 

                       II.    Проблемное задание.

Соответствует ли нормам современного литературного языка построение предложения А. С. Пушкин подробно  расспрашивал живых свидетелей о Пугачеве, которых рассказы тщательно записывал?

                   III.    Работа с учебником.

Прочитайте внимательно теоретическую часть параграфа и выделите в ней то место, где названы признаки придаточных определительных. Придаточное определительное  1)  отвечает на вопрос  какой?  2)  относится к существительному главного предложения;  3)  прикрепляется к главному предложению союзными словами который, что, куда, где и др.; 4)  всегда стоит после существительного, к которому относится.

Выясняется, почему рассматриваемые придаточные предложения называются определительными.

                    VI.    Решение проблемного задания  (см. пункт II).

                      1.    В построении предложения, данного в проблемном задании, отмечаются две ошибки: 1) придаточное определительное отделено от определяемого существительного словами о Пугачеве; 2) союзное слово  который, являющееся несогласованным определением, стоит впереди определяемого существительного рассказы.

Предложение перестраивается: А. С. Пушкин подробно расспрашивал о Пугачеве живых свидетелей, рассказы которых тщательно записывал.

Вопросы:

                 1)    Как определить, каким членом предложения является союзное слово который? (Союзное слово который замещается тем существительным, к которому относится придаточное определительное.)

                 2)    Чем  обусловлен выбор формы союзного слова который?  Союзное слово который согласуется в роде и числе с тем существительным, которому относится придаточное определительное, падеж союзного слова зависит  от того, каким членом это слово  является в предложении.) 

свидетелей (мн.ч.), рассказы которых (т.е. свидетелей; мн.ч.)…

                 3)    Объясните, почему в данном предложении нельзя ставить запятую перед словом который.  (Запятая разделяет главное и придаточное предложение; в данном же примере придаточное предложение  начинается  словом рассказы, поэтому запятая ставится перед ним.)

Выполняется  упр. 37 из учебника для IX класса с заданием: дополнить главные предложения  придаточными определительными,  выбрав нужную форму союзного слова который. (Указывается падеж.)

                      2.    Рассматривая вопрос об употреблении союзных слов какой, где, куда, откуда, когда и что для прикрепления придаточного определительного к главному предложению, следует обратить внимание учащихся на два факта:

                     1)    Указанные союзные слова всегда замещаются союзным словом который;    2) союзные слова где, куда, откуда могут быть использованы лишь в том случае, если существительное, к которому относится придаточное определительное, имеет пространственное значение, а союзное слово когда в том случае, если существительное имеет временное значение.

Проводится творческий диктант с заданием: на слух определите, что «портит» текст (в скобках даны слова для замены).

Изучение фактического материала обеспечило Пушкину ту высшую степень реализма, которой (какой) он достиг в «Капитанской дочке». Писатель дал в ней чрезвычайно яркий и полный образ Пугачева, который обрисован как вождь народного восстания. Те главы, в которых (где) выступает Пугачев, раскрывают в нем лучшие качества русского народа.

 

В результате анализа текста устанавливается, что существенным недостатком его является многократное повторение союзного слова который. Недочеты текста исправляются путем замены союзного слова который синонимичными ему союзными словами.

Дополнительные задания.

                     1)    По Словарю Ожегова определите различие в значении и употреблении слов вождь и вожак. Приведите примеры.

                     2)    Объясните, в чем вы видите различие между словами реализм и реальность. Правильность ответа проверьте по Словарю Ожегова. (Реальность – от реальный, т.е. действительный, существующий на самом деле, не воображаемый; реализм – (одно из значений) направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.)

                     3)     Подберите синонимы к словам аллегорический (иносказательный) и сокровенный (заветный, заповедный). Правильность ответа проверьте по Словарю синонимов Евгеньевой. Подумайте и скажите, какое однокоренное слово можно использовать для выяснения значения прилагательного сокровенный (скрыть, т.е. сделать незаметным, тайным).

                      3.    Повторение сведений о синонимии причастного оборота и придаточного определительного с союзным словом который.

Грамматический разбор предложения.

Одна старушка, современница Пугачева, много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин и просил повторить. (Из воспоминаний Н.А. Кайдалова.)

 

Дополнительные задания.

                     1)    Проверьте, возможна ли замена причастного оборота придаточным определительным и, наоборот, придаточного определительного причастным оборотом. Объясните, почему автор отказался от замены причастного оборота придаточным определительным.

                     2)    Разберите слово современница по составу, сверив ответ со Школьным словарем строения слов, выясните значение частей слова и раскройте роль разбора слова по составу в усвоении его значения.

Сведения о придаточном определительном и синонимичных отношениях его с причастным оборотам закрепляются при выполнении упражнений учебника.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 11900 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Я учитель со стажем. У менявопрос : Почему ЕГЭ -это высер необыкновенный, зачем, это говно, для чего всё это? Для чего ?

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz