Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова Род существительных и их окончания. - Конспекты уроков - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова Род существительных и их окончания.
10.08.2010, 18:48

Урок по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова


Род существительных и их окончания

Цели:

Уметь распределять большинство существительных по родам на основе их морфологических признаков, уметь использовать парадигму окончаний существительных для определения рода, конструировать предложения, исправлять ошибки и аргументировать ответ, приводить примеры согласно заданию.

Развивать аналитические способности учеников.

ХОД УРОКА

1. Беседа с учениками.

– По какому признаку существительные в русском языке делятся на три рода? (В основном по окончанию самого слова и его определения.)

– У существительных каких двух родов лексическое значение и род могут быть связаны друг с другом? (У одушевленных, обозначающих людей или животных: отец – мать, курица – петух.)

– Как вы думаете, может ли род в названиях лиц указывать на определенный пол? (Женский род указывает на женский пол: кассирша, продавщица.)

– В данном тексте найдите существительные, называющие профессию, и определите их род. О людях какого пола идет речь?

(Текст может быть спроецирован на доску при помощи проектора или роздан на листках.)

За столом с приборами рядом с режиссером сидит звукооператор. Во время записи он передвигает рычажки, следит за тем, чтобы звук записывался мягко, не слишком громко, но и не слишком тихо, а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: ни один звук не проникнет в студию, так уж все устроено.

Между тем режиссер Роза Марковна говорит музыкантам и артисту:

– Продолжаем запись! Приготовиться! Тишина в студии...

(По М.Гумилевской)

Слова режиссер, звукооператор относятся к мужскому роду, но они могут называть и лица женского пола. Из текста ясно, что режиссером была женщина Роза Марковна.

Вывод. Слова мужского рода не указывают на определенный пол.

Как определить, к лицу или лицам какого пола относятся слова режиссер, звукооператор? (Нужно прибавить к ним согласованные глаголы в прошедшем времени: режиссер сказала, звукооператор могла переговариваться.)

Какие существительные мужского рода (в этом тексте) образуют словообразовательную пару – слово женского рода, обозначающее лицо женского пола?

(Ответ: артист.)

Ученики должны аргументировать ответ, привести примеры.

2. Постановка проблемы – подводящий диалог.

– Определите род существительных марлань и тормуль (допустим, есть такие рыбы).

Версии.

Ученики. Скорее всего нам поможет окончание. Можно ли определить род существительных по окончанию? Да, например: окно средний род.

Учитель. Хотя окончание -о, -е в единственном числе в большинстве случаев указывает на средний род, есть существительные – домишко, умишко, подмастерье – мужского рода.

Ученики. Значит, по окончанию род определить нельзя, вот и у существительных мама и папа окончание , но род разный. У слов марлань и тормуль окончание нулевое, и они могут быть либо существительными женского рода 3-го склонения, либо – мужского рода 2-го склонения.

Учитель. Чем отличаются склонения?

Ученики. Склонения отличаются парадигмой окончаний:

конь, коня, коню, ... – 2-е скл.;
вещь, вещи, к вещи... – 3-е скл.
Исключение: путь – в родительном падеже пути.

Учитель. Помогут ли нам определить род такие предложения (из упр. 249)?

У марлани глаза круглые, выпученные и крупные блестящие чешуйки.

А у тормуля спинка пестрая, черные плавники и длинный острый хвост.

Ученики. Окончание в родительном падеже у существительных 3-го склонения: у ночи, печи, марлани, окончание указывает на женский род. А окончание в родительном падеже у существительных 2-го склонения: у коня, плетня, тормуля –указывает на мужской род.

Вывод. Чтобы определить род существительного с нулевым окончанием, нужно обратиться к форме родительного падежа: если окончание -а (-я) – 2-е склонение, оно указывает на мужской род, -и – 3-е склонение, указывает на женский род.

3. Закрепление.

Выполните задание 250. Найдите ошибки, объясните их причину и исправьте.

– Можно ли по окончаниям определить род существительного?

(Ученики доказывают, что для всех существительных этого сделать нельзя.)

4. Домашнее задание. Придумайте такие предложения со словами врач, профессор, лейтенант, директор, дворник, чтобы эти слова называли лицо женского пола. Определите, что помогло установить, к какому роду относятся эти существительные.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 2123 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz