Суббота, 20.04.2024, 04:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1765
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Планирование уроков русского языка

Программа по русскому языку для обучающихся 5 класса.
08.08.2010, 17:37

Утверждаю.

Директор школы                                  З.П.Бомбина

Приказ №            от 01.09.2009 г.

 

Программа по русскому языку для обучающихся 5a, в классов МОУ средней школы

5 г. Нелидово Тверской области на 2009-2010 учебный год учителя Гончар О.В.

 

Пояснительная записка

     Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

     Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

     Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:  формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

     Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:  формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

     Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

     Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания  по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

     В 5 классе предметом изучения является фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Также  вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Программа по русскому языку содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- сведения о пунктуации; перечень названий пунктуационных правил.

     Программа включает перечень пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

         Программа предусматривает прочное усвоение учебного материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В начале учебного года на повторение пройденного в 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности  между начальным и средним звеном обучения. Количество уроков на повторение в конце учебного года увеличено на 2 часа в сравнении с примерной программой (5 класс) по русскому языку.

     В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом. Количество уроков развития  речи увеличено на 4 часа по сравнению с примерной программой (5 класс). Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях:

 - овладение нормами русского литературного языка;

 - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

 - формирование умений и навыков связного изложения мыслей и в устной и письменной форме.

     На уроках русского языка в 5 классе обращается особое внимание на совершенствование связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия. Работа по развитию речи включает в себя совершенствование навыков выразительного чтения.

     При изучении курса русского языка в 5 классе широко используются межпредметные связи, прежде всего с курсом литературы (это  использование программных художественных произведений для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста и т.д.).

     Большое значение для формирования пятиклассников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной и научно-популярной литературой.

     В конце программы в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

 

ПРОГРАММА

 

V класс (210 ч)

 

Язык — важнейшее средство общения

 

(2 ч + 1  ч)

 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I—IV КЛАССАХ

(17 ч + 3 ч)

 

     I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и соглас­ных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

     Самостоятельные и служебные части речи.

     Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существитель­ных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

     Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях прилагательных.

     Местоимения  1, 2 и 3-го лица.

     Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); пра­вописание гласных в личных окончаниях наиболее употребитель­ных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственно­го числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное напи­сание не с глаголами.

     Наречие (ознакомление).

     Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

     П. Текст. Тема текста. Стили.

 

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(29 ч + 7 ч)

 

     I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочета­ние, предложение, текст.

     Пунктуация как раздел науки о языке.

     Словосочетание: главное и зависимое слово в словосоче­тании.

     Предложение. Простое предложение; виды простых пред­ложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси­тельные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

     Грамматическая основа предложения.

     Главные члены предложения, второстепенные члены предло­жения: дополнение, определение, обстоятельство.

     Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).    

Предложения с однородными члена­ми, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед одно­родными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

     Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

     Обращение, знаки препинания при обращении.

     Вводные слова  и словосочетания.

     Сложное предложение. Наличие двух и более грамматиче­ских основ как признак сложного предложения. Сложные пред­ложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

     Запятая между простыми предложениями в сложном предло­жении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

     Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препина­ния при прямой речи.

     Диалог. Тире в начале реплик диалога.

     II.   Умение интонационно правильно произносить повествователь-­
ные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения,
а также предложения с обобщающим словом.

     III.  Речь устная и письменная; диалогическая и монологиче-­
ская. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как
одна из разновидностей текста.

 

 

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

(15 ч + 3 ч)

 

     I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в сло­ве. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие соглас­ные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

     Фонетический разбор слова.

     Орфоэпические словари.

     Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

     Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

     Орфографический разбор.

     Орфографические словари.

     II.   Умение соблюдать основные правила литературного произноше-­
ния в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные
перед гласным е.

     Умение находить справки о произношении слов в различных слова­рях (в том  числе орфоэпических).

     III.  Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), от­
бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы-­
сказывания.

 

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(8 ч + 2 ч)

 

     I: Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и одно­значные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II.        Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов
и др. Умение употреблять слова в свойственном  им значении.

     III.  Создание текста на основе исходного (подробное изложе-­
ние), членение его на части. Описание изображенного на карти-­
не с использованием необходимых языковых средств.

 

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(22 ч + 4 ч)

 

     I.     Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как мини-­
мальная значимая часть слов. Изменение и образование слов.
Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных
словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование глас-­
ных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор
слов. Морфемные словари.

     Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

     Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с
на конце приставок. Правописание чередующихся гласных она
в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипя-­
щих в корне. Буквы ы и и после ц.

      II.  Умение употреблять слова с разными приставками и суффикса­
ми. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

     III.  Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структу-­
ра и разновидности.

 

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Самостоятельные и служебные части речи

(1      ч)

 

     Место причастия, деепричастия, категории состояния в систе­ме частей речи.

 

Имя существительное

(20 ч + 4 ч)

 

     I.   Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

     Существительные одушевленные и неодушевленные (повторе­ние). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площа­дей, в названиях исторических событий. Большая буква в назва­ниях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих на­званий кавычками. Род существительных. Три склонения имен су­ществительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

     Морфологический разбор слов.

     Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существи­тельных.

     Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

     II.  Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен не­верно (например, фамилия, яблоко).

     Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).

     Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторе­ний одних и тех же слов.

     III.   Доказательства и объяснения в рассуждении.

 

Имя прилагательное

(12 ч + 4 ч)

 

     I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

     Полные и краткие прилагательные.

     Правописание гласных в падежных окончаниях прила­гательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на   конце   кратких   прилагательных   с   основой   на   шипящую.

     Изменение полных прилагательных по родам, падежам и чис­лам, а  кратких — по родам  и числам.

     II.   Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилага-­
тельных (труден, трудна, трудно).

     Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для бо­лее точного выражения мысли и для устранения неоправданных повто­рений одних и тех же слов

     III.  Описание животного. Структура текста данного жанра.
     Стилистические разновидности этого жанра.

 

Глагол

(36 ч + 9 ч)

     I.     Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в
предложении.

     Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).    Правописание -ться и -чь (-чься) в не­определенной форме (повторение).

     Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

     Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаго-­
лов   -бер- - -  бир-,  -дер- - -дир-,  -мер- - -мир-,  -пер- - -пир-,

-тер- - -тир-,   -стел- - -стил-.   Правописание  не  с   глаголами.

     II.   Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произноше-­
нии которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; нача-­
ла, поняла; повторит, облегчит
и др.).

     Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собира­тельным существительным. Умение употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужном падеже.

     Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со зна­чением высказывания, перемещения, нахождения) для более точно­го выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

     III.  Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Не­
выдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

 

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В V КЛАССЕ

(8 ч + 1 ч)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС V КЛАССА

 

     I. Учащиеся должны знать определения основных изучае­мых в V классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты и приводить нужные примеры.

 

 

     II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следую­щими умениями    и    навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологиче­ски, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксиче­ски. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно упо­треблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми сло­варями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

     По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправ­лять их.

     Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

     По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

     По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, живот­ных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать от­дельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по кар­тине.

     Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материа­лом).

     Правильно в смысловом и стилистическом отношении исполь­зовать языковые средства в текстах разного содержания.

     Грамотно пользоваться известными лексическими и грамма­тическими средствами в устной и письменной речи.

     Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материа­лом).

     Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфем­ными и толковыми словарями.

 

Категория: Планирование уроков русского языка | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 9876 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz