Программа по русскому языку для обучающихся 5 класса.
08.08.2010, 17:37
Утверждаю.
Директор школыЗ.П.Бомбина
Приказ №от 01.09.2009 г.
Программа по русскому языку для обучающихся 5a, в классов
МОУ средней школы
№ 5 г.
Нелидово Тверской области на 2009-2010 учебный год учителя Гончар О.В.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» в
современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт
учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальными целями преподавания русского
языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомлённость
школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных
задач:формирования у учащихся
научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном
языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического
идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е.
осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в
устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических
задач:формирования прочных
орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных
требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников
умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате
обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех
общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания
учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения
языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся
учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по
русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного
предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению
самостоятельно пополнять знанияпо
русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со
справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
В 5 классе предметом изучения является
фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование,
морфология и орфография. Такжевводятся
первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Программа
по русскому языку содержит:
- отобранную в соответствии с
задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского
литературного языка, некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке
как развивающемся явлении и т.д.;
- сведения о пунктуации; перечень
названий пунктуационных правил.
Программа включает перечень пунктуационных
и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Программа предусматривает прочное
усвоение учебного материала, для чего значительное место в ней отводится
повторению. В начале учебного года на повторение пройденного в 5 классе в разделе
«Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственностимежду начальным и средним звеном обучения.
Количество уроков на повторение в конце учебного года увеличено на 2 часа в
сравнении с примерной программой (5 класс) по русскому языку.
В программе специально выделены часы на
развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для
данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с
текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом. Количество
уроков развитияречи увеличено на 4 часа
по сравнению с примерной программой (5 класс). Развитие речи учащихся на уроках
русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности
(говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях:
- овладение нормами русского литературного
языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного
изложения мыслей и в устной и письменной форме.
На
уроках русского языка в 5 классе обращается особое внимание на
совершенствование связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной
(ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового,
общественно-политического и академического красноречия. Работа по развитию речи
включает в себя совершенствование навыков выразительного чтения.
При изучении курса русского языка в 5
классе широко используются межпредметные связи, прежде всего с курсом
литературы (этоиспользование
программных художественных произведений для иллюстрации языковых фактов,
наблюдений за употреблением грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций,
средств связи предложений и частей текста и т.д.).
Большое значение для формирования
пятиклассников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе
со справочной и научно-популярной литературой.
В конце программы в специальном разделе
перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения
сведений о языке и речи.
ПРОГРАММА
V класс (210 ч)
Язык — важнейшее средство общения
(2 ч + 1ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I—IV КЛАССАХ
(17 ч + 3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место
орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных
в корне слова. Правописание букв и, а, у
после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род,
падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Буква ь на конце существительных
после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в
прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее
употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не
с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание
предлогов со словами.
П. Текст. Тема текста. Стили.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(29 ч + 7 ч)
I. Основные синтаксические понятия
(единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное
и зависимое слово в словосочетании.
Предложение.
Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце
предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные
члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные
предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами,
не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и;
запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие
слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и
предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные словаи словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более
грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с
союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в
сложном предложении перед и, а, но,
чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед
ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II.Умение
интонационно правильно произносить повествователь-
ные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения,
а также предложения с обобщающим словом.
III.Речь
устная и письменная; диалогическая и монологиче-
ская. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как
одна из разновидностей текста.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(15 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук
как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове.
Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие
согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные
согласные. Шипящие и ц. Сильные и
слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке.
Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы;
прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки
орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение
соблюдать основные правила литературного произноше-
ния в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные
перед гласным е.
Умение находить справки о произношении
слов в различных словарях (в томчисле
орфоэпических).
III.Типы
текстов. Повествование. Описание (предмета), от
бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы-
сказывания.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(8 ч + 2 ч)
I: Лексика как раздел науки о языке. Слово
как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные
слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые
словари.
II.Умение пользоваться толковым словарем,
словарем антонимов
и др. Умение употреблять слова в свойственномим значении.
III.Создание
текста на основе исходного (подробное изложе-
ние), членение его на части. Описание изображенного на карти-
не с использованием необходимых языковых средств.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(22 ч + 4 ч)
I.Морфемика
как раздел науки о языке. Морфема как мини-
мальная значимая часть слов. Изменение и образование слов.
Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных
словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование глас-
ных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор
слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке.
Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в
приставках; буквы з и с
на конце приставок. Правописание чередующихся гласных она
в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-.
Буквы е и о после шипя-
щих в корне. Буквы ы и и после ц.
II.Умение
употреблять слова с разными приставками и суффикса
ми. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III.Рассуждение
в повествовании. Рассуждение, его структу-
ра и разновидности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Самостоятельные и служебные части речи
(1ч)
Место причастия, деепричастия, категории
состояния в системе частей речи.
Имя существительное
(20 ч + 4 ч)
I.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени
существительного в предложении.
Существительные одушевленные и
неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в
названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет,
журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных
произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три
склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о
и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в
падежных окончаниях имен существительных.
II.Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с
существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия,
яблоко).
Умение правильно образовывать формы
именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа
(чулок, мест и т. д.).
Умение использовать в речи
существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения
неоправданных повторений одних и тех же слов.
III.Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
(12 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи.
Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь наконцекраткихприлагательныхсосновойнашипящую.
Изменение полных прилагательных по родам,
падежам и числам, акратких — по родам и числам.
II.Умение
правильно ставить ударение в краткой форме прилага-
тельных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи
прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения
неоправданных повторений одних и тех же слов
III.Описание
животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого
жанра.
Глагол
(36 ч + 9 ч)
I.Глагол
как часть речи. Синтаксическая роль глагола в
предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на
-ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I
и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаго-
лов-бер- - -бир-,-дер- - -дир-,-мер- - -мир-,-пер- - -пир-,
II.Соблюдение
правильного ударения в глаголах, при произноше-
нии которых допускаются ошибки (начать,
понять; начал, понял; нача-
ла, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в
прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и
собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные
в нужном падеже.
Умение использовать в речи
глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения,
нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного
повторения слов.
III.Понятие
о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Не
выдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В V КЛАССЕ
(8 ч + 1 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС V КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения
основных изучаемых в V классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических
и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны
овладеть следующими умениямиинавыками:
- разбирать слова фонетически, по
составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) —
синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных
слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные
нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По
орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить
орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми
орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить
в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи.
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать
повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных).
Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения
повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а
также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое
оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом
отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными
лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое
оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими,
орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.