Пятница, 19.04.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1765
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Планирование уроков русского языка

Программа по русскому языку для обучающихся 7 класса.
08.08.2010, 17:36

         Директор школы                                  З.П.Бомбина

Приказ №            от 01.09.2010 г.

 

 

Программа по русскому языку для обучающихся 7в класса МОУ средней школы № 5

 г. Нелидово Тверской области на 2009-2010 учебный год учителя Гончар О.В.

 

Пояснительная записка

 

     Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

     Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

     Языковая компетенция  (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке  (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала  (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

     Коммуникативная компетенция  (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессах решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

     Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

     Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются  воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

     В 7 классе предметом изучения являются морфология и орфография, ведётся работа по культуре речи. Программа по русскому языку содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области морфологии и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

- сведения об орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктуационных правил.

     Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

     Программа предусматривает проведение вводного урока, рассматривающего русский  язык как развивающееся явление.

     Программа предусматривает прочное усвоение учебного материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Увеличение количества часов на повторение изученного материала в конце учебного года (на 4 часа больше, чем в примерной программе по русскому языку, составленной М.Т.Барановым, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанским)  позволит обеспечить необходимый уровень прочных знаний и умений учащихся.

     В программе специально выделены часы на развитие связной речи – шестая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределены между основным материалом. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях:

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

     При изучении курса русского языка в 7 классе используются межпредметные связи, прежде всего с курсом литературы (использование программных художественных произведений для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением грамматических форм и т.д.).   

 

Основное содержание с примерным распределением учебных часов

по основным разделам (175 часов)

 

 

Русский язык как развивающееся явление

 (1 ч)

 

Повторение пройденного в 5 – 6 классах

(12ч +2ч)

 

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

 

 

Морфология. Орфография. Культура речи

 

Причастие

(24ч+6ч)

 

     Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

     Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

     Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

     Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.

 

     Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом –СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

 

     Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

     Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

 

Деепричастие

(10ч+2ч)

 

     Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

     Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

     Не с деепричастиями.

 

     Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

 

     Рассказ по картине.

 

 

Наречие

(27ч+7ч)

 

     Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

     Правописание не с наречиями на –о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на   и –е.

     Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

 

     Умение правильно ставить ударение в наречиях.

     Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

 

     Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

 

Категория состояния

(4ч+2ч)

 

     Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

    

     Выборочное изложение текста с описанием состояния человека и природы.

 

 

Служебные части речи. Культура речи

(1ч)

 

Предлог

(11ч+2ч)

 

     Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов  в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

     Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах.

 

     Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

     Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

 

     Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

 

Союз

(16ч+2ч)

 

     Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

     Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

 

     Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

 

     Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

 

 

Частица

(18ч+4ч)

 

     Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

     Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

 

     Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

 

     Рассказ по данному сюжету.

 

Междометие. Звукоподражательные слова

(6ч)

 

     Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

     Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

     Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

 

     Умение выразительно читать предложения с междометиями.

 

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

(16ч+2ч)

 

     Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 7 класса

 

     Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

     К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

     По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

     Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

     По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

     По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

 

 

 

 

 

Категория: Планирование уроков русского языка | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 3556 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz