Программа по русскому языку для обучающихся 7 класса.
08.08.2010, 17:36
Директор школыЗ.П.Бомбина
Приказ №от 01.09.2010 г.
Программа по русскому языку для обучающихся 7в класса МОУ средней школы
№ 5
г. Нелидово Тверской области на
2009-2010 учебный год учителя Гончар О.В.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» в
современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт
учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальными целями преподавания русского
языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции учащихся.
Языковая компетенция(т.е. осведомлённость школьников в системе
родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся
научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном
языке(его устройстве и
функционировании), развития языкового и эстетического идеала(т.е. представления о прекрасном в языке и
речи).
Коммуникативная компетенция(т.е. осведомлённость школьников в
особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах)
реализуется в процессах решения следующих практических
задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского
литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно
пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания
учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения
языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся
учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по
русскому языку в школе являютсявоспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического
мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по
русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со
справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
В 7 классе предметом изучения являются морфология
и орфография, ведётся работа по культуре речи. Программа по русскому языку
содержит:
- отобранную в соответствии с
задачами обучения систему понятий из области морфологии и стилистики русского
литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества,
о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе
которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование
коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного
языка.
- сведения об орфографии и
пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи,
программа включает перечень орфографических и речевых умений и навыков,
которыми должны овладеть учащиеся.
Программа предусматривает проведение
вводного урока, рассматривающего русскийязык как развивающееся явление.
Программа предусматривает прочное усвоение
учебного материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Увеличение количества часов на повторение изученного материала в конце учебного
года (на 4 часа больше, чем в примерной программе по русскому языку,
составленной М.Т.Барановым, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанским) позволит обеспечить необходимый уровень
прочных знаний и умений учащихся.
В программе специально выделены часы на
развитие связной речи – шестая часть всего учебного времени, указанного для
данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с
текстом – пропорционально распределены между основным материалом. Развитие речи
учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов
речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется
в трёх направлениях:
- овладение нормами русского
литературного языка;
- обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков
связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
При изучении курса русского языка в 7
классе используются межпредметные связи, прежде всего с курсом литературы
(использование программных художественных произведений для иллюстрации языковых
фактов, наблюдений за употреблением грамматических форм и т.д.).
Основное содержание с примерным распределением учебных часов
по основным разделам (175 часов)
Русский язык как развивающееся явление
(1 ч)
Повторение пройденного в 5 – 6 классах
(12ч +2ч)
Публицистический стиль, его
жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие
(24ч+6ч)
Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6
классах.
Причастие. Свойства прилагательных и
глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении.
Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные
причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание
гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и
страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не
с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных
причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных
и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом
–СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить
предложения с причастным оборотом.
Описание внешности человека: структура
текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение
текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным
впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических
выступлений. Их структура.
Деепричастие
(10ч+2ч)
Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6
классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные
свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении.
Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при
деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
(ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их
образование.
Не с
деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с
деепричастным оборотом.
Рассказ по картине.
Наречие
(27ч+7ч)
Наречие какчасть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения
наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование
наречий.
Правописание не с наречиями на –о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце
наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания
наречий. Буква ь после шипящих на
конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в
наречиях.
Умение использовать в речи
наречия-синонимы и антонимы.
Описание действий как вид текста:
структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с
описанием действий.
Категория состояния
(4ч+2ч)
Категория состояния как часть речи. Её
отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием
состояния человека и природы.
Служебные части речи. Культура речи
(1ч)
Предлог
(11ч+2ч)
Предлог как служебная часть речи.
Синтаксическая роль предлоговв
предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные
предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов.
Дефис в предлогах.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение
правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в
речи предлогами-синонимами.
Рассказ от своего имени на основе
прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
(16ч+2ч)
Союз как служебная часть
речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные,
разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и
сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов.
Отличие на письме союзов зато, тоже,
чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с
частицей же.
Умение пользоваться в речи
союзами-синонимами.
Устное рассуждение на дискуссионную тему;
его языковые особенности.
Частица
(18ч+4ч)
Частица как служебная часть речи.
Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Умение выразительно читать предложения с
модальными частицами.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
(6ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от
междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное
выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Умение выразительно читать предложения с
междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
(16ч+2ч)
Сочинение-рассуждение на
морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать
свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический
разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с
причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных
предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с
причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного
языка в пределах изученного материала.
По
орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять
орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе
слова с непроверяемыми орфограммами.
По
пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после
существительного), деепричастные обороты.
По
связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического
стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с
элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов
труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные
сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои
выводы.