Программа по русскому языку для обучающихся 9 класса.
08.08.2010, 17:39
Директор школыЗ.П.Бомбина
Приказ №от 01.09.2008г.
Программа по русскому языку для обучающихся 9б, в класса МОУ средней
школы № 5 г.
Нелидово Тверской области на 2008-2009 учебный год учителя Гончар О.В.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» в
современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт
учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальными целями преподавания русского
языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомлённость
школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных
задач:формирования у учащихся
научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном
языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического
идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е.
осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в
устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических
задач:формирования прочных
орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных
требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников
умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате
обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех
общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания
учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения
языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся
учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по
русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного
предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению
самостоятельно пополнять знанияпо
русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со
справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
В 9 классе предметом изучения является
систематический курс синтаксиса сложного предложения, работа по культуре речи.
Программа по русскому языку содержит:
- отобранную в соответствии с
задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского
литературного языка, некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке
как развивающемся явлении и т.д.;
- сведения о пунктуации; перечень
названий пунктуационных правил.
Программа включает перечень пунктуационных
и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Программа предусматривает проведение
вводного урока о русском языке, раскрывающего международное значение русского
языка. В разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс
русского языка в 9 классе, обобщаются и систематизируются знания, полученные
учащимися на вводных уроках в 5-9 классах.
Программа предусматривает прочное усвоение
учебного материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В
начале учебного года на повторение пройденного в 5-8 классах отводится 7 часов,
в конце года на повторение и систематизацию изученного по фонетике, лексике,
грамматике и правописанию, культуре речи – 8 часов, что на 2 часа больше, чем в
примерной программе по русскому языку (9 класс), составленной М.Т.Барановым,
Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанским. Увеличение количества часов на повторение
изученного материала в конце учебного года позволит обеспечить необходимый
уровень прочных знаний и умений учащихся, более качественную подготовку к
государственной (итоговой) аттестации.
В программе специально выделены часы на
развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для
данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с
текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом. Развитие
речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех
видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и
осуществляется в трёх направлениях:
- овладение нормами русского литературного
языка;
- обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного
изложения мыслей и в устной и письменной форме.
На уроках русского языка в 9 классе
обращается особое внимание на совершенствование связной устной речи учащихся:
учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами
бытового, общественно-политического и академического красноречия. Работа по
развитию речи включает в себя совершенствование навыков выразительного чтения.
При изучении курса русского языка в 9
классе широко используются межпредметные связи, прежде всего с курсом
литературы (это использование
программных художественных произведений для иллюстрации языковых фактов,
наблюдений за употреблением грамматических форм, разнообразных синтаксических
конструкций, средств связи предложений и частей текста и т.д.).
Большое значение для формирования у
девятиклассников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе
со справочной и научно-популярной литературой.
В конце программы в специальном разделе
перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения
сведений о языке и речи.
Основное содержание с примерным распределением учебных часов
по основным разделам
(70 часов)
Международное
значение русского языка (1ч)
Повторение
пройденного в 5-8 классах(5ч + 2ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи
его частей.
Сложное
предложение. Культура речи.
Сложные предложения (1ч)
Союзные
сложные предложения (6ч)
Сложносочинённые
предложения (3ч + 2ч)
1.Сложносочинённое предложение и его особенности.
Сложносочинённые
предложения с союзами
(соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочинённого предложения.
Синтаксические синонимы сложносочинённых
предложений, их текстообразующая роль.
3.Рецензия на литературное произведение, спектакль,
кинофильм.
Сложноподчинённые
предложения (19ч + 5ч)
1.Сложноподчинённое предложение и его особенности.
Главное и придаточное
предложения. Союзы и союзные
слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном
предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды
придаточных предложений.
Типичные
речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые
предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в
них.
Синтаксические
синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая
роль.
2.Умение использовать в речи сложноподчинённые
предложения и простые с
обособленными второстепенными членами как
синтаксические синонимы.
3.Академическое красноречие и его виды, строение и
языковые особенности.
Сообщение на лингвистическую
тему.
Деловые
документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6ч
+ 2ч)
1.Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
Смысловые
взаимоотношения между частями
бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных
сложных предложений, их текстообразующая роль.
2.Умение передавать с помощью интонации различные
смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного
предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными
сложными предложениями.
3.Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на
лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами
связи (5ч + 2ч)
1.Различные виды сложных предложений с союзной и
бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в
них. Сочетание знаков препинания.
2.Умение правильно употреблять в речи сложные предложения
с различными видами
связи.
3.Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Общие
сведения о языке (3ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как
развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык – первоэлемент великой
русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота,
выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык
русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место
русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в
развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о
русском языке и её разделы. Видные учёные-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация
изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(6ч + 2ч)
Систематизация
сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного
высказывания, средствах связи
частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на
общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на
историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на
лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план
литературно-критической статьи.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 9 класса
1.Учащиеся должны з н а т ь изученные основные сведения о
языке, определения
основных изучаемых в 9 классе
языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать
свои ответы, приводя нужные примеры.
2.К концу 9 класса учащиеся должны о в л а д е т ьследующими у м е н и я м ии
н а в ы к а м и:
- производить все виды разборов:
фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов,
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем
создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного
языка.
Поп у н к т у а ц и и. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые
необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и
расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными
правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить
пунктуационный разбор предложения.
Поо р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, уметь
обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический
разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах
слова с непроверяемыми орфограммами.
Пос в я з н о йр е ч и.
Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.
Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику.
Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или
фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать
заявление, автобиографию. Соверщенствовать содержание и языковое оформление
сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте.
Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с
собеседниками соответствующий речевой этикет.