Программа по русскому языку для обучающихся 9 класса. - Планирование уроков русского языка - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 11.12.2016, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Планирование уроков русского языка

Программа по русскому языку для обучающихся 9 класса.
08.08.2010, 17:39

Директор школы                                  З.П.Бомбина

Приказ №            от 01.09.2008г.

 

Программа по русскому языку для обучающихся 9б, в класса МОУ средней школы № 5 г. Нелидово Тверской области на 2008-2009 учебный год учителя Гончар О.В.

 

Пояснительная записка

     Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

     Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

     Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:  формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

     Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:  формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

     Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

     Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания  по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

     В 9 классе предметом изучения является систематический курс синтаксиса сложного предложения, работа по культуре речи. Программа по русскому языку содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- сведения о пунктуации; перечень названий пунктуационных правил.

     Программа включает перечень пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

    Программа предусматривает проведение вводного урока о русском языке, раскрывающего международное значение русского языка. В разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе, обобщаются и систематизируются знания, полученные учащимися на вводных уроках в 5-9 классах.

     Программа предусматривает прочное усвоение учебного материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В начале учебного года на повторение пройденного в 5-8 классах отводится 7 часов, в конце года на повторение и систематизацию изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи – 8 часов, что на 2 часа больше, чем в примерной программе по русскому языку (9 класс), составленной М.Т.Барановым, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанским. Увеличение количества часов на повторение изученного материала в конце учебного года позволит обеспечить необходимый уровень прочных знаний и умений учащихся, более качественную подготовку к государственной (итоговой) аттестации.

     В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях:

 - овладение нормами русского литературного языка;

 - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

 - формирование умений и навыков связного изложения мыслей и в устной и письменной форме.

     На уроках русского языка в 9 классе обращается особое внимание на совершенствование связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия. Работа по развитию речи включает в себя совершенствование навыков выразительного чтения.

     При изучении курса русского языка в 9 классе широко используются межпредметные связи, прежде всего с курсом литературы (это  использование программных художественных произведений для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста и т.д.).

     Большое значение для формирования у девятиклассников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной и научно-популярной литературой.

     В конце программы в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

    

 

Основное содержание с примерным распределением учебных часов

по основным разделам

(70 часов)

     Международное значение русского языка (1ч)

 

     Повторение пройденного в 5-8 классах  (5ч + 2ч)

     Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

 

     Сложное предложение. Культура речи.

     Сложные предложения (1ч)

 

     Союзные сложные предложения (6ч)

 

     Сложносочинённые предложения (3ч + 2ч)

1.         Сложносочинённое предложение и его особенности. Сложносочинённые

предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

     Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль.

      Авторское употребление знаков препинания.

2.         Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

3.         Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

 

     Сложноподчинённые предложения (19ч + 5ч)

1.      Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное

предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в

них.

Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая

роль.

2.      Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с

 обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

3.      Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.

Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

 

Бессоюзные сложные предложения (6ч + 2ч)

1.      Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые

взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

      Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

2.      Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между

частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

3.      Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

 

Сложные предложения с различными видами связи (5ч + 2ч)

1.       Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;

разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

2.       Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами

связи.

3.       Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

 

     Общие сведения о языке (3ч)

    Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

     Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

     Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и её разделы. Видные учёные-русисты, исследовавшие русский язык.

 

     Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи   (6ч + 2ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного

высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

     Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

     Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

     Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

     Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

 

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 9 класса

 

1.      Учащиеся должны з н а т ь изученные основные сведения о языке, определения

основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.      К концу 9 класса учащиеся должны о в л а д е т ь  следующими у м е н и я м и   и   

н а в ы к а м и:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

 - составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

 - определять стиль и тип текста;

 - соблюдать все основные нормы литературного языка.

     По  п у н к т у а ц и и. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

     По  о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

     Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

     По  с в я з н о й   р е ч и. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Соверщенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

 

Категория: Планирование уроков русского языка | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 4858 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz