Занимательная морфемика. - Внеклассная работа по русскому языку - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 04.12.2016, 02:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Внеклассная работа по русскому языку

Занимательная морфемика.
22.08.2010, 14:25

Занимательная морфемика

 

ЦЕЛЬ: Обобщить знания учащихся о морфемах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки, рисунки, лингвистические сказки о приставке, корне, суффиксе, окончании.

Ход мероприятия:

ВЕД:            Слово делится на части,
                      Ах, какое это счастье!
                      Может каждый грамотей
                      Д елать слово из частей.
- Что это за части?
(Дети называют: приставка, корень, суффикс, окончание.)
На сцену выходят Приставка,  Суффикс,  спорят между собой.
Приставка: Я  в слове самая  главная.
Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет главный в я, я, я. (Бьет себя в грудь.)
(Выходит суффикс. Кричит издалека.)
Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные , так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?
          (Корень)
Корень: (выходит) Да, ребята, я  важна
                                 В любом слове непременно
                                 Если корня в слове нет .
                                 Чепуха мгновенно!
Но и другие части слова важны. Почему?
(Ответы детей)
Приставка: Точно, точно  и каждый выполняет свою роль и знает свое место в слове и подтверждение тому стихотворение.
ВЕД:                      На конце любого слова
                               Окончанье ищет Вова
                                Изменяемая часть
                               С другим, словом держит связь
                               Окончанье он найдет,
                               Его в рамочку возьмет.
Корень:               Перед корнем есть приставка,
                              Слитно пишется она,
                              И при помощи приставки
                              О бразуются слова.
Приставка:           После корня он стоит,
                              Перед окончанием
                              Его я если заменю,
                              Другое слово получу.
                              Обозначу уголком.
                              Называю суффиксом. 
Суффикс:             Как-то много лет назад
                             П осадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.

ВЕД: Пришло время проверить, как наши участники знают состав слова.
Корень: Умеют  составлять слова из корня.
Суффикс: Умеют составлять слова, используя суффикс.
Приставка: Умеют составлять слова, используя приставку.
Окончание: И изменять слова ,п рименяя окончание.

ВЕД: Конкурс "Отгадай слово"
1.) Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка,
суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход . ( р ассказчик)
2.) Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый . ( в ыносливый)
3.)Корень в слове целый, первый суффик с- в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (целинник)
4.) Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка . ( п оручение)
5.) Корень возьмите у слова полагать,
приставку - у слова приложение,
суффикс - у слова восклицательный,
окончание - у слова числительное (прилагательное)
6.) В слове такая же приставка, как в слове полёт,
      корень такой же, как в слове дружба,
     суффикс такой же, как в слове   артистка . ( п одружка)
Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень.
Приставка: Но ребята правильно составили слова, а значит+ .
Суффикс: А значит, умеют правильно находить приставку, корень, суффикс, окончание.
Корень: Да я не об этом!
Окончание: А о чем?
Корень: А том, что корень нужно всегда выделять правильно, а иначе+
Суффикс: А иначе?
Корень: Ребята неправильно выделят и вас.
Окончание: А как они могут выделять меня неправильно, ведь я нахожусь в конце слова.
Суффикс: А я после корня.
Приставка: А я в самом начале. По-моему корень, ты зазнался . ( н адвигаются на Корень; Приставка, Суффикс, Окончание.)
ВЕД: Стойте, стойте! Корень действительно прав, а правоту докажут участники.
(Например: Слово закатиться. Если родственное слово подбирают закат, то корень будет неправильным; а вот если подбирают однокоренное  откатился, прикатился, то корень будет кат, это и есть правильно.)
Приставка :( говорит корню) Так в чем суть?
Корень: Ребята, вы знаете ответ?
                                                    (родственные слова)
Приставка: Вот мы и подошли к следующему заданию турнира. Подобрать родственные слова.
Суффикс:  Рога (рожки)
 левша (левый)
 чертенок (черт)
 лиса (лисы)
 молодой (молоденький, молод)
 удивительно (диво)
лесной (лес)
летящий (полёт)
менять (замена)
ленивый (лень)
Окончание: И с этим заданием дети справились легко. Хорошо научились они подбирать проверочные слова.
Приставка: Скажите нам любители русского языка как можно большой дом превратить в маленький. А теперь превратите топор в рукоятку . ( п ри помощи суффикса)
 (После ответа Суффикс показывает рисунки).
Суффикс: При помощи чего вы образовали новые слова? (при помощи суффикса)
Корень: Пришло время проверить наших капитанов.
Ведущий: Для них специальная грамматическая арифметика.
Окончание: А что это за грамматическая арифметика?
Ведущий: Я буду показывать примеры, а вы должны отгадать, какое слово в них спрятано.

БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ
НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД
НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ
ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР
ЧУДЕСА - А +  НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ

Окончание: Слова можно образовывать из двух слов. Как мы называем эти слова?
  (Ответ детей)
Проведем блиц-опрос. Я вам вопрос, а вы мне ответ
I) Загудел глазастый жук,                         2) Закручу, зажурчу,
    Обогнул зелёный луг.                                В небеса улечу.
    У дороги смял ковыль                                   (самолет)
    И ушел, вздымая пыль
(машина)
    3) Висит немая, Бранит лентяя    (стенгазета)

                                    4) Весь день поёт,
                                     Траву стрижёт.
                                    А как ночь придёт,
                                    Она спать идёт.
                                    А иногда разойдётся
                                    И ночью не уймётся . ( т рактор)

5) Из какого полотна не сошьешь рубаху. (железнодорожного).
6) Не турист, а словно птица 
     По горам взбирается. (скалолаз).
7)  Всем  поможет,
     Всех спасет
     Человек в халате
     Но уколы больше любит
     Ставить нам в палате. (медсестра).
8) Стоит красивый сундучок,
     Его не тронешь он молчок.
    А стоит ручки повертеть,
     Он будет говорить и петь .   ( р адиоприемник)
9)  Ты со мною не знаком?
    Я живу на дне морском,
    Голова и восемь ног,
    Вот и весь я -+(осьминог)
10) Мойдодыру я родня,
      Отверни, открой меня,
       И холодною водою
       Живо я тебя умою .     ( в одопровод)
Окончание: И с этим заданием вы прекрасно справились. Но у меня к вам еще вопрос, о какой части слова мы с вами еще не поговорили?
            (основа)
Приставка: А зачем нам нужна основа?
             (Ответ детей)
Корень: Действительно, основа также важна, как и любая морфема в нашей стране.
ВЕД: А наша игра "В стране Морфемике " подошла к концу. Мы с морфемами увидели, что вы великолепно умеете разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, при помощи приставки и суффикса вы умеете образовывать слова, а с окончанием -и зменять слова, составлять из двух слов одно, но сложное.
Корень: А еще умеют решать примеры грамматические+
Приставка: Это ты о чем?
Корень: Конкурс капитанов. Забыла?
ВЕД: А теперь наше жюри подведет итоги дидактической игры.
Суффикс: А мы проведем еще испытание для участников. Игра называется кто больше?
Приставка: Вам нужно за 2 минуты, составить очень  большое слово и не одно, чтобы в нем было много букв 10-15-25+
Окончание: Я например знаю одно такое слово, предпринимательство.
Корень: В этом слове 19 букв, 2 приставки, один корень, 3 суффикса и окончание. А вы сможете?
Приставка: Тогда дерзайте.
(Дети вспоминают, придумывают слова). По истечение времени жюри оглашает итоги. 

 

Категория: Внеклассная работа по русскому языку | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 12658 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz