Занимательный русский язык. Конкурсы для 6-8 классов. - Внеклассная работа по русскому языку - Копилка для учителя - Персональный сайт учителя русского языка
Воскресенье, 04.12.2016, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка
Гончар Оксаны Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1709
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Копилка для учителя

Главная » Файлы » Внеклассная работа по русскому языку

Занимательный русский язык. Конкурсы для 6-8 классов.
22.08.2010, 14:11

Занимательный русский язык. Конкурсы для 6-8 классов

1.  Прочитайте стихотворные отрывки. Выпишите слова, в которые между двумя мягкими согласными  "ь въезд запрещен”.

  1. Вот едет могучий Олег со двора,                      2) Мне и  доныне

С ним Игорь и старые гости,                                 Хочется грызть
И видят: на холме, у брега Днепра,                       Жаркой рябины
Лежат благородные кости.                                    Горькую кисть.
(А. Пушкин.)                              (М. Цветаева.)

 

  1. Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин”.

Возок несется чрез ухабы,                                  Купцы, лачужки, мужики,
Мелькают мимо будки, бабы,                            Бульвары, башни, казаки,
Мальчишки, лавки, фонари,                              Аптеки, магазины моды,
Дворцы, сады, монастыри,                                Балконы, львы на воротах
Бухарцы, сани, огороды,                                    И стаи галок на крестах.

Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые "мелькают мимо” несущегося возка.

 

  1. Третий урок Л.Н. Толстого.

    Приехал я как-то раз, мне было лет десять, в Ясную Поляну. Встал я рано, часов в семь, и все вертелся около дома.
Вижу, выходит из дома Лев Николаевич... Я к нему: "Дедушка, можно мне с тобой пойти на прогулку?” А он отвечает: "Хорошо, Сережа, иди со мной, только молчи. Я утром, когда гуляю, думаю, а ты мне не мешай”. Как я потом узнал, Лев Николаевич всегда утром, часов в семь, отправлялся один на короткую прогулку, во время которой он обдумывал свои произведения и вообще жизнь. Я сконфузился и не пошел гулять с Львом Николаевичем.

      Как вы думаете, почему Сережа не пошел гулять с дедом и какой урок он из этого вынес?

 

  1. Выпишите слова с корнями, которыми "командует” ударение.

   1) Ваня бежал босиком по горячей песчаной дороге. Пахло гарью и сухой гвоздикой. 2) Скоро все знали, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре. 3) Заря разгорелась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега. 4) Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек.
(К. Паустовский.)

 

5.  Определите, какие слова в каждой четверке "родственники”, а не "родственников” выбросьте из "гнезда”.

    Маленький, малявка, маляр, малыш; гроза, грозный, гроздь, грозовой; конница, конник, подоконник, конюшня; лень, лентяй, лента, ленивец.

 

  1.  Вопросы для любознательных.       

1) Почему тройка, четверка, пятерка, сотня  относятся к существительным, а три, четыре, пять, сто – к числительным, ведь числовое значение у них одинаково?

  1. Чем отличается склонение числительных пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот?
  2. В склонении каких числительных есть только две формы?
  3. Чем отличается склонение словосочетаний пять книг и стопка книг?
  4. В каком падеже различается склонение сочетаний два ученика и двенадцать учеников?
  5. Почему числительные два, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимися только во множественом числе (сани, носилки, очки и т.д.)?

 

  1. Вспомните, откуда взяты отрывки с именами существительными, употребляющимися только во множественом числе:

1) И вмиг ворота на запор. 2) Пустился мой хитрец в переговоры. 3) Очки не действуют никак. 4) Он спросил себе щей с мясом.

    Могут ли существительные вода, грязь, сталь, масло употребляться ао множественно числе? Приведите примеры.

Вспомните строки из известных стихотворений, песен, в которых слова друг, человек, птица, зверь обозначают множественность предметов.

    В каком фразеологизме существительное зло употребляется во множественном числе?

 Как связано с числом грамматическое различие нарицательных и собственных существительных?

   Какого рода слово тюль и можно ли определить его род из словосочетаний занавеска из тюля, вышивать по тюлю?

 

  1. Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.

    Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.

 

  1. Подумай и ответь:

1) Можно ли образовать 1-е лицо единственного числа от глаголов галдеть, дерзить, дудеть, убедить?
2) Вспомните два различных глагола, которые одинаково произносятся во 2-м лице единственного числа, но относятся к разным временам и спряжениям.
3) Подумайте, в каких формах будут рифмоваться слова найти и молодежь, хотеть и котенок?

 

Литература:

    • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1994.- 384 с.
    • Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.- М.: Провещение, 1994.- 222 с.
    • Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.- 255 с.

 

Категория: Внеклассная работа по русскому языку | Добавил: Oksana0275
Просмотров: 14136 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz