ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
01.08.2010, 19:36
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
I. Направление «Здоровье»
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать
ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего
жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для
профессионального становления.
Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика
(физическое и психическое здоровье).
Выполняя
программу «Здоровье» классный руководитель:
?сотрудничает с медицинским персоналом школы или города
для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья
учащихся;
?сотрудничает с родителями учеников и консультирует
учителей-предметников;
?использует в работе диагностические методы
исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
?организует просветительскую работу с учащимися по
сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных
мероприятий как внутри школы, так и вне ее;
?организует работу по формированию правильного
отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом;
?формирует у учащихся личностный рост (корректирует
мнение о себе и о своем здоровье).
Функции классного руководителя по направлению «Здоровье»
1. Изучение
физического и психологического здоровья учащихся (особенностей развития детей
на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную
деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий) и
разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в
учебной и внеучебной деятельности.
2. Изучение различных
методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на
здоровье.
3. Подготовка
диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических
консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к
уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение
домашних заданий).
4. Проведение
совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой
просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и
антиникотиновой пропаганды, разъяснения последствий наркомании и СПИДа для
человеческого организма.
5. Проведение
профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию
умений и навыков в экстремальных ситуациях.
6. Организация
активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования,
экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.), которые
могут стать в классе традиционными.
7. Тесное сотрудничество
с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических
консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья
детей.
8. Сотрудничество с
внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (медицинскими
учреждениями; спортивными клубами; секциями; психологическими центрами и
т. д.).
II.
Направление «Взаимодействие»
Очень
важное направление в работе классного руководителя – это организация
взаимодействия в системах:
·учитель – ученик;
·ученик – ученик;
·учитель – ученик
– родитель.
Целью в организации этой работы является передача детям
опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и
негативного опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный
с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом
нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых
разворачивается вся деятельность классного руководителя. Мы должны научить
ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь,
выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
Для
организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты:
-изучение с учащимися исторического опыта организации
взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для
последующих поколений;
-обучение учащихся конструированию и моделированию в
сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности;
-обучение умению проявления эмпатии, созданию
положительной эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и
рефлексивных умений во взаимодействии;
-организация просвещения и консультирования родителей
по проблемам взаимодействия;
-обучение детей и родителей активным формам
взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов
общения;
-изучение положения каждого ученика в коллективе и его
проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на
материале диагностики;
Функции классного руководителя
по направлению «Взаимодействие»
1. Проведение
диагностики взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблемы взаимоотношений
и их коррекция.
2. Изучение адаптации
учащихся к школе, классу (при переходе на новую ступень обучения: начальная
школа, средние классы, старшая школа).
3. Регулярные
диагностические исследования положения учащихся в коллективе; взаимоотношений
со сверстниками с последующей коррекцией.
4. Использование
игровых форм работы для изучения традиций мирового сообщества по организации
взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и
мировоззренческих установок.
III. Направление «Нравственность»
Развивая у ребенка
знания о своих физических качествах, умение общаться, необходимо также большое
внимание уделять развитию нравственных качеств.
Главной целью этого
направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого
существования, ценности своего существования и существования других людей;
формирования у учащегося понимания и осознания исторического прошлого и
будущего и своей непосредственной роли.
Что может сделать
классный руководитель, работая в данном направлении?
-Развивать
желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям
в реальных жизненных ситуациях.
-Воспитывать
умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания
других людей в подобных ситуациях.
-Воспитывать
интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
-Развивать
волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и
слабых сторон.
-Сотрудничать
с родителями и педагогами в этом направлении.
-Формировать
позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение
слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе.
Функции классного руководителя
по направлению «Нравственность»
1. Изучение
приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Регулярное
проведение классных часов на данные темы на всех возрастных этапах.
2. Изучение
ценностного ориентационного единства класса, уровня эксцентричности и т. д.
3. Создание на
мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности,
позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности.
4. Формирование у
детей потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться
благотворительностью.
IV. Направление «Интеллект»
Очень значимым
направлением в работе классного руководителя является работа по развитию
интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле).
Целью работы классного руководителя в данном направлении
может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать
целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей
среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его
ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Как построить работу в
этом направлении?
-Необходимо
изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого
ученика в частности с последующей коррекцией.
-Совместно
с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися
на уроке и вне урока.
-Изучать
и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения;
использовать результаты изучения при организации внеклассной работы.
-Организовать
профилактическую и консультативную помощь семье.
-Развивать
позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
-Привлекать
внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных
возможностей учащихся.
Функции классного руководителя
по направлению «Интеллект»
1. Ведение
интеллектуального паспорта класса.
2. Определение причин
отставания в учебной деятельности учащихся.
3. Создание в классе
групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.
4. Организация и
проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с
педагогами по результатам успеваемости.
5. Посещение уроков.
6. Использовать в
воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать свое
мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать).
7. Использовать
активные формы работы (конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры,
игры-путешествия, конференции, защиты проектов, идей, интеллектуальный театр).
8. Сотрудничать с
учителями-предметниками для реализации данного направления и создание ситуаций
для демонстрации интеллектуальных умений и достижений.
9. Решать проблемы
профориентации с учетом их возможностей.
V. Направление «Досуг»
Огромное значение для
ребенка имеет степень вовлечения в жизнь класса.
Цель работы классного руководителя в данном направлении
–это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы,
которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны
развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность,
ответственность и открытость, искренность.
Классному руководителю
необходимо обратить внимание:
-На
изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной
деятельности.
-Помощь
и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д.
-На
умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей.
Функции классного руководителя по направлению «Досуг»
1. Изучение
потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных
мероприятий.
2. Предоставление
учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за
выполнение этого плана.
3. Предоставление
родителям информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений;
демонстрация родителям достижений детей.
4. Стимуляция
инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
VI. Направление «Семья»
Семьи, из которых
приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и
культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его
отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с
семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне
сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.
Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному
активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.
-организовывать
совместное проведение досуга детей и родителей;
-поощрять
личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы;
демонстрировать ее проявление окружающим.
Функции классного руководителя
по направлению «Семья»
1. Изучение семей
своих учеников (стили семейного воспитания; положение детей в семье; условия
жизни и т. д.).
2. Регулярное
проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса,
задач школы.
3. Проведение
индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости.
4. Привлечение родителей учеников класса к
сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.
5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
Для реализации такого подхода (то
есть по различным направлениям) изучение личности учащихся и ученических
коллективов должно проходить в соответствии со следующими требованиями, которые
определяются с одной стороны основными общепсихологическими принципами, с
другой – конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.
1. Изучение должно быть направлено на выявление
особенностей процесса психологического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики производитсяпутем сопоставления этих результатов с
результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью
установления динамики в развитии.
3. Изучение важно не само по себе, а должно быть
направлено на решение определенной педагогической задачи.
4. Изучение должно быть комплексным и охватывать все
основные стороны психического развития ученика.
5. Изучение индивидуальных особенностей должно
осуществляться с учетом возрастных особенностей.
6. Исследование должно проводиться в естественных
условиях учебно-воспитательного процесса.
7. Диагностика должна
охватывать всех учащихся; проводиться систематически.