Виды придаточных предложений. Закрепление. 9 класс.
30.07.2010, 15:21
Виды придаточных предложений. Закрепление. 9 класс.
Цель:
– продолжить знакомство с различными видами придаточных предложений,
– совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных;
– развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы сложноподчиненных предложений, углубить знания по синтаксической стилистике;
– развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
– развивать интерес к русскому языку.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме "Сложноподчиненное предложение”
Вид урока: игра-путешествие ,,Лингвистическое колесо.? ?
Ход урока
I. Мобилизующее начало.
II. Сообщение темы и цели урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с придаточными предложениями причины. Цель нашего сегодняшнего урока: закрепить знания об изученных придаточных предложениях.
Сегодняшний урок мы проведём в виде путешествия под названием "Лингвистическое колесо”. Наше путешествие будет проходить по следующим станциям: орфографическая, теоретическая, творческая, тестовая, орфоэпическая, анимационная, синтаксическая.
/ См. приложение № 1: презентация схема маршрута, слайд №2/
Своё путешествие мы совершим на поезде, а задорная песенка поможем нам в пути.
/слайд №3/
III. Путешествие "Лингвистическое колесо”
На доске вы видите схему нашего сегодняшнего путешествия.
Первая станция, на которой мы совершаем остановку – орфографическая. /слайд №4/
Запишем словосочетания /ребята комментируют словосочетания по цепочке/:
Реорганизация армии, демонстрация мод, праздничные улицы, цыганские танцы, цыплята пищат, большие цифры, парадные лестницы, красочные страницы, цветущие акации, прослушать лекцию.
– Как называется орфограмма, на которую подобраны словосочетания? / буквы Ы – И после Ц/
– Приведите свои примеры на эту орфограмму / ребята по цепочке приводят примеры/
– Выпишите из записанного не словосочетание, а предложение.
/ Цыплята пищат./
– Докажите, что это предложение. / Это грамматическая основа предложения. Нераспространённое предложение словосочетанием не является./ Преобразуйте это предложение в сложноподчинённое с придаточным причины.
– Выпишите слово "цифры” и запишите цифрами, сколько в этом слове: букв, звуков, слогов, согласных звуков, гласных звуков, согласных твёрдых, согласных мягких, звука "Ы” / слайд №5/
/– проверка – 5, 5, 2, 3, 2, 3, 0, 2 – слайд №6/.
По результатам проверки каждый ученик ставит себе оценку: На полях рисует кружочек:
Наше путешествие продолжается – мы прибыли на станцию "Теоретическая” /слайд №7/
На данной станции проводится блиц – опрос. Ребята отвечают по желанию, поднимая руку. Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся затруднения, то на помощь приходят другие.
Предложения, состоящие из двух или нескольких простых, называются… / сложными/ /слайд №8, проверка – слайд №9/
Сложные предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются… /сложноподчинёнными/
/слайд №10, проверка – слайд №11/
Придаточное предложение по отношению к главному может стоять … /перед ним или после него/
/слайд №12, проверка – слайд №13/
Средства связи придаточного предложения с главным – …
/ союзы и союзные слова/
/слайд №14, проверка – слайд №15/
Назовите основные группы придаточных предложений по их значению /определительные, изъяснительные и обстоятельственные/
/слайд №16, проверка – слайд №17/
Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений … /образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия/
/слайд №18, проверка – слайд №19/
Вот мы незаметно и прибыли на станцию "Творческая”
/слайд №20/
Сейчас займемся конструированием предложений. Внимательно прочитайте задания. /слайд №21/
1) Построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:
(Если…), [ ].
[ … так + глаг. ], (союзн.сл. как ……)
2) Из простых предложений построить сложноподчинённое по схеме:
[ ], союз потому что /слайд №22/
3) Записать сложноподчинённое предложение с придаточным причины из монолога Печкина. / "Поэтому я всё должен знать, чтоб почту разносить”/ / /слайд №23/
А теперь сконструируем слово /слайд№24/
Выполнение упр. № 157, стр.71, учебник русского языка, авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков / составить схемы предложений с придаточными причины/
IV. Станция ,,Блеф-клуб”
Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.
[ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
Придаточное предложение может стоять только после главного.
Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, – придаточное определительное.
В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,– придаточное предложение находится перед главным.
Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
Ответы: 0010110001.
V. Станция "Синтаксическая”
Каждому участнику игры даётся карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения.
Предложения для синтаксического разбора:
1). Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо веер ярко-рыжих лучей.
2).И тогда на берег стремительной реки выходил древний сторож, садился всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.
3). Высоко в небо уходил стройный металлический каркас, состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн.
4). Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.
5). Всю ночь волны, не переставая, с грохотом обрушивались на берег.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок
На основе оценок-кружков на полях выводим среднее арифметическое, полученную оценку выставляем в журнал.